|
Художественные решения при изготовлении мебели
|
[Раздел: Интерьер и Дизайн] |
Внешний вид готовых изделий во многом определяют и некоторые конструктивные элементы, которые формально и не несут декоративную нагрузку. При выборе того или иного конструктивного элемента особое внимание обращают на его сечение и форму, пластику и соразмерность со всеми остальными деталями изделия. Только при правильном соблюдении этих условий предмет выглядит эстетически выразительным. Добротность и красота столярного изделия зависит и оттого, насколько в нем ощущается цельность деревянной конструкции. Мастер должен всегда заботиться о том, чтобы показать дерево во всей красе. Этому могут служить все детали из массива древесины: например, ножки столов и стульев, подлокотники и передние стенки выдвижных ящиков, торцовые обкладки щитов и филенок, багет и обшивные доски, плинтусы, карнизы и многое другое. Эффект массива можно получить различными приемами, в том числе скруглением кромок деталей, углублением в их тело профильных элементов, прорезанием в деталях сквозных проемов, в которых просматривается массив дерева, облицовыванием шпоном древесных материалов, наклеиванием на кромки плит тонких торцовых спилов древесины ценных пород и пр. Однако наибольшего эффекта, пожалуй, добиваются в результате применения в мебели конструктивных деталей с художественной формой. К ним относятся, например, стенки шкафов, стеллажей и полок, двери и передние стенки выдвижных ящиков корпусной мебели, ножки, царги и крышки столов, ножки, подлокотники, спинки стульев, кресел, кроватей и диванов. Именно эти детали чаще всего определяют дизайн и стильную направленность того или иного предмета мебели.
Художественный облик мебельных изделий во многом зависит и от способов изготовления их деталей, в том числе и таких, как вырезание, строгание, точение, фрезерование, гнутье, склеивание. Каждый из этих способов отличается своими технологическими особенностями, которые нельзя не учитывать.
Более того, конструктивные детали мебели, в том числе и с художественной формой, как и сами изделия, специально декорируют резьбой, мозаикой, росписью, имитационной отделкой. Их часто украшают накладными элементами в виде строганого погонажа, резных и мозаичных орнаментальных вставок и накладок, лицевой фурнитуры и декоративных пуговиц.
Одним из важнейших приемов, применяемых при разработке художественной мебели, является использование стильных архитектурных компонентов. О некоторых из них уже говорилось в предыдущей главе. Однако, чтобы лучше представлять их, совершим еще один небольшой экскурс в историю. Известно, что к самым старым образцам мебели, сохранившимся до наших дней, относятся древнеегипетские предметы обстановки, предназначенные для фараонов и их приближенных: сундуки, складные табуреты, троны с прямой спинкой и четырехгранным слегка прогнутым сиденьем. Такую мебель часто украшали скульптурными формами: звериными лапами и утиными головами. В отделке широко использовали ажурные рельефные вставки, золотые накладки, инкрустации из слоновой кости, стекла и камня.
Мебель в стиле рококо оставила заметный след в истории. Она (или ее имитация) позже никогда уже не выходила из моды.
Завершающей формой классицизма стал ампир, отличавшийся монументальностью, лаконичностью, контрастом рельефных деталей, использованием элементов древнеегипетской и поздней античной архитектуры. Он нашел свое отражение и в мебели, которая нередко буквально копировала формы далекого прошлого, обретала монументальность статических форм.
В Австрии и Германии ампир сменился стилем бидермейер. Мебель стали выполнять меньших размеров, вернулась мягкая обивка, к минимуму был сведен и прежний утяжеленный декор.
С зарождением стиля модерн (конец XIX -начало XX в.) в мебели появляются новые конструктивные формы. Она становится менее громоздкой. Начинают применяться стенные шкафы и ниши. В отделке используются стекло и металл. В целом в этот период были созданы виды мебели, которые практически сохранились до сегодняшнего дня.
Во второй половине XX столетия получили дальнейшее развитие принципы функционализма. Широко стали применять сборно-разборную мебель с применением ДСП и ДВП, пластмасс и других современных материалов.
Особо следует сказать о России. В нашей стране изготовление мебели издавна являлось одним из наиболее важных видов прикладного искусства. Сохранившиеся образцы народной мебели свидетельствуют о том, что еще в древнерусских художественных промыслах видное место занимало производство таких изделий, как скамейки, табуретки, лавки, поставцы, сундуки, лари, столы, колыбели, украшенные резьбой, росписью, гравировкой, инкрустацией.
|
« 1 [2] 3 » |
|
|
|