|
Резьба по дереву
|
[Раздел: Техника работ по дереву] |
Искусство резьбы по дереву может считаться самой свободной формой творчества в деревообработке. В отличие от большинства других направлений, где рутинным является процесс аккуратной сборки отдельных деталей, резьба заключается в удалении лишнего материала так, чтобы открыть форму, спрятанную в массе материала. Вероятно, наибольший успех проявится там, где привнесенные идеи мастера будут сбалансированы с внутренними качествами материала.
Виды резьбы Нет пределов масштабам и разнообразию того, что может сделать резьба по дереву; единственным ограничением будет воображение мастера. Есть, конечно, разные подходы к процессу и совершенно различные стили. Рельефная резьба - это особая форма резьбы, когда на деревянной панели выбирается фон вокруг рисунка, и остается выпуклая двухмерная форма рельефа. Тонкая резьба с цветочным орнаментом по липе имеет давнюю историю и достигала своего пика в 17 веке в работах таких художников, как Гринлинг Гиббоне (Grinling Gibbons), мастера мелких деталей. На другом конце диапазона находится скульптурная резьба, когда вырезанные из склеенных материалов формы потрясают своим реализмом. Более абстрактные варианты просто дают возможность материалу говорить самому за себя при небольшой помощи руки мастера. Древесина для резьбы Как и в токарной обработке, наилучшими видами древесины будут тонкослойные породы с ровным волокном, но поскольку резчик работает в своем собственном темпе и может выбирать, как следует делать тот или иной рез, будет справедливо заметить, что любое дерево может стать материалом для следующего произведения. Даже самая извилистая и узловатая структура поддастся правильно заточенному инструменту, работающему под правильным углом и с нужной степенью осторожности. По возможности выбирайте хорошо высушенную древесину, чтобы избежать разочарования от трещин при усадке. В этом плане особое значение имеет работа с мелкими деталями. Есть смысл поэкспериментировать с полиэтиленгликолем, воскообразным раствором, который вытесняет воду из клеток, впитываясь в древесину, и стабилизирует ее. У хороших продавцов инструментов и материалов есть полиэтиленгликоль, а также могут быть и небольшие заготовки для резьбы из необычных разновидностей деревьев. Они должны быть покрыты воском для обеспечения стабильности древесины. Породы деревьев с хорошими свойствами для резьбы Ольха Липа Диера (джелутонг) Махагони (красное дерево) Рамин (саравак) Дуб Орех Тюльпанное дерево (лириодендрон тюльпанный)
Часть резного фриза Кеннета Уилсона (Kenneth Wilson).
Резная рама ручной работы Эшли Сэн-дса (Ashley Sands) в стиле Гринлинга Гиббонса (Grinling Gibbons) изображает листву, ягоды винограда и листья аканта.
Резчицкие инструменты Инструменты для резьбы могут варьироваться от непритязательного перочинного ножа до специальных плоских и полукруглых стамесок особой формы со сложными и странными названиями, такими как клюкарза или церазик. Базовым инструментом резчика по дереву считается полукруглая, или желобчатая, стамеска, наружный скос заточки которой позволяет выбирать материал небольшими порциями.
Изогнутая отлогая полукруглая стамеска (клюкарза) имеет загнутое, полотно для работы в углублениях. Для грубой обработки пользуйтесь киянкой для резьбы по дереву из ударостойкого бука. У нее закругленный корпус, что позволяет наносить удары по стамеске под любым углом. Обычный набор стамесок тоже будет очень полезен при черновой обработке заготовки перед переходом к мелким деталям. Применение полукруглых стамесок
Полукруглые стамески обычно применяются в качестве резчицкого инструмента, однако они бывают полезными и при работе с профильными изделиями. Пользуйтесь ими как плоскими стамесками, но держите скос заточки на поверхности древесины, чтобы контролировать глубину резания. Работайте медленно, в направлении от себя, помогая себе легкими ударами небольшой киянки.
Лошадка-качалка, вырезанная Бобом Кливлендом (Bob Cleveland) делалась в несколько этапов из клееной диеры (джелу-тонга). Благодаря изящным деталям и ручной раскраске она стала слишком хороша, чтобы ею пользоваться. |
|
|
|
|