|
Корпусная мебель
|
[Раздел: Сборка столярно-мебельных изделий] |
В стеклянных дверях распашного типа используют специальную фурнитуру. В ее комплект входят две пятниковые петли и ручка. Их можно купить либо сделать самостоятельно. Петли устанавливают на верхней и нижней стенках секций шкафа, а стекло на трении вставляют между их щечками. Ручку тоже с небольшим трением размещают на вертикальной кромке стекла. Между петлями, ручкой и стеклом обязательно помещают прокладки из эластичного материала (например, изоляционной ленты ПХВ). Распашную дверь из толстого стекла иногда навешивают и с помощью четырехшарнирных петель. Такая конструкция значительно сложнее первой, но зато превосходит ее по эстетическим данным. Фурнитуру приобретают в торговой сети, а отверстия в стекле под чаши петель и винты крепления ручек выполняют в местной зеркальной мастерской. Застекленные и стеклянные двери можно тоже декорировать различными способами. О них рассказывается в последней главе книги. Как уже отмечалось, внешний вид мебельного фасада определяют не только двери, филенки и накладные стенки ящиков, но и другие художественно-выразительные детали. К ним относятся карнизы и цоколи, пилястры и подзоры, арки, аркады и аркатуры, фронтоны и аттики, колонны, колоннады и балюстрады и пр. Их изготавливают пилением, строганием, фрезерованием, точением, резьбой. Уточним назначение этих элементов и варианты монтажа их в предметах корпусной мебели.
Цоколь и карниз оформляют соответственно верх и низ изделия. Они обычно представляют собой фрезерованные детали определенного профиля, в том числе цельные и составные. Цоколь делают массивнее, чем карниз, поскольку он подчеркивает основание предмета. Карниз выполняют более декоративным. В секционной мебели эти изделия обычно делают длиной, равной ширине шкафов, стыки при этом прикрывают декоративными накладками.
Пилястры в нашем случае могут быть расположены между шкафами стенки и по краям их набора. Они утолщают передние кромки вертикальных брусков и одновременно украшают фасад. На их поверхности обычно выбирают продольные канавки - каннелюры, а верх и низ оформляют под стилизованные элементы колонн. Прикрепляют пилястры в нашей стенке к ее промежуточным и боковым вертикальным брускам шкантами на клею либо с помощью шиповых соединений в паз и гребень и на вставную рейку. Подзоры в виде фрезерованных деталей размещают над проемами (нишами) в шкафах. Они выполняют роль опор, ребер жесткости и декоративных элементов. Их соединяют с изделиями шкантами на клею.
Арки, аркады, аркатуры используют в качестве оригинальных по форме элементов для украшения корпусов, дверей и ниш. Их чаще всего выполняют фрезерным способом и гнутьем, а соединяют с изделиями шиповыми вязками. Аналогично изготавливают и монтируют фронтоны и аттики, которые служат для конструктивного и декоративного завершения верха изделий. В фасадах корпусной мебели широко применяют точеные детали типа колонн, полуколонн, колоннад, балясин и балюстрад. Их используют по месту в готовом виде или в качестве накладок. Последние получают разрезанием детали вдоль на две половинки или же, что предпочтительней, протачиванием двух брусковых заготовок, склеенных между собой через бумажную прокладку, а затем отделенных друг от друга ножом. И, конечно же, предметы художественной мебели не обходятся без декоративных элементов, выполненных в технике резьбы, мозаики и росписи.
Значительно повышают эстетические и эксплуатационные качества мебели лицевая фурнитура и прежде всего ручки, выполненные в форме кнопок, планок, скоб, раковин. Размеры и дизайн ручек должны соответствовать художественному решению того или иного изделия или набора их. Все перечисленные варианты декора мебели могут иметь разное цветовое решение, скажем, темную вплоть до черного цвета основу и светлые вплоть до белого цвета детали украшения, или наоборот. При этом в отделке используют красители, протравы, эмалевые краски, разноцветные лаки, пленочные материалы, ткани, пластики и пр. Красота любого мебельного предмета определяется не только декоративными элементами, но и самой его формой. Подкрепим это положение примерами. Начнем опять же с секционной мебели, о которой ведем разговор. Чтобы, скажем, придать нашей стенке большую выразительность, можно воспользоваться таким композиционным приемом, как метрический повтор. С этой целью шкафы блокируют в наборы другой конфигурации, включают в их состав иное количество секций, дополняют стенку верхними (антресольными) надставками, изменяют места расположения дверей, выдвижных ящиков, ниш или даже преобразуют их в секционно-стеллажную мебель. Первые варианты в комментариях не нуждаются, кроме последнего. Секционно-стеллажная стенка образуется, когда между обычными секционными шкафами размещают дополнительные полки или секции, имеющие размеры и форму, отличные от остальных секций. За счет такого простого приема получают мебельный набор увеличенной длины и емкости при минимальных расходах. В нем значительно сокращены сдвоенные, а также задние стенки корпусов.
Иначе выглядит набор мебели и в том случае, если меняют форму некоторых его шкафов. Например, когда включают в стенку угловую секцию или, скажем, верх одного из шкафов исполняют в виде арочного перекрытия либо многогранника. Еще большие изменения претерпевает форма предметов корпусной мебели в случае применения изогнутых дверок и криволинейных фасадных деталей. О некоторых способах изготовления гнутых и гнутопропильных деталей поговорим далее. Расскажем еще об одном, который позволяет получать изогнутые фасадные части шкафов. Дверку собирают на каркасе из брусков и планок, такой же формы, как и у нее самой. Каркас состоит из криволинейных горизонтальных деталей - направляющих и прямолинейных элементов - образующих. Его оклеивают тонкой фанерой, и дверка готова. Вот практически и весь «секрет». Работают в этом случае в такой последовательности. Из плотного картона вырезают шаблон детали, на доску по шаблону наносят очертание направляющей, выпиливают деталь и зачищают ее, обрабатывают образующие, формируют на их концах шипы, а в направляющих – гнезда. Далее собирают каркас на клею, после высыхания клея скругляют ребра образующих согласно профилю направляющих, выкраивают заготовки обшивки, приклеивают их к каркасу с применением зажимов, обрабатывают кромки дверки, отделывают и навешивают ее на рояльной петле по месту. Форма дверки может быть выпуклой, выпукло-вогнутой (волнистой). Число направляющих и образующих зависит от высоты дверки. Такую же форму придают и передним стенкам выдвижных ящиков, лицевым кромкам крышки и днища каркаса мебельного предмета. Последние элементы выполняют без образующих, а по одним лишь направляющим.
Работа над изготовлением набора секционной мебели представляет собой сложный и вместе с тем увлекательный процесс, требующий грамотного выполнения всех его составляющих. При соблюдении установленных правил и требований всегда добиваются замечательных результатов. Все сказанное о секционной мебели в полной мере относится и ко всем остальным представителям корпусной мебели. Чтобы не повторяться, мы ограничимся показом фотографий художественно-выразительных предметов фирменной мебели разного назначения. Вдумчивый читатель, имеющий столярные навыки, сможет извлечь из этих снимков немало полезной информации, касающейся конструкции и отделки мебельных изделий с тем, чтобы претворить в жизнь некоторые идеи. |
« 1 2 3 [4] |
|
|
|