|
Художественная обработка стекла
|
[Раздел: Техника работ по дереву] |
Надобность таких сведений в главе, посвященной отделке изделий из древесины, вызывается тем, что в интерьере и мебели дерево и стекло очень часто выступают вместе, дополняя друг друга. Декоративная обработка стекла имеет свою специфику. Не вдаваясь пока в тонкости этого дела, перечислим некоторые способы его выполнения: матирование стекла; разрисовывание стекла красочными составами; пескоструйная обработка стекла; травление стекла плавиковой кислотой; оформление стекла широким фацетом; придание стеклам криволинейной формы; декорирование стекол деревянными решетками; изготовление из стекла витражей. В отделочных работах используют и готовые декоративные стекла, ассортимент которых чрезвычайно велик. Некоторые из перечисленных способов вполне применимы в домашних условиях. Так, например, матирование стекол производят с помощью укрывистых цинковых белил. Их разводят скипидаром пополам с масляным лаком до лессировочного состояния. Свежеокрашенную поверхность торцуют щеткой или тампоном из марли, получая желаемый рисунок. Матовую поверхность создают и с применением абразивных инструментов. Стекло обрабатывают шлифовальным кругом, смоченным водой. Оригинальное декоративное стекло получают также с помощью столярного клея. Стекло сначала обрабатывают абразивом с песком, а затем на него наносят крепкий горячий раствор столярного клея слоем толщиной 2-3 мм. Учитывая, что при высыхании клей значительно уменьшается в объеме, он отрывает от стекла тонкие чешуйки, создавая на его поверхности узор, напоминающий морозный. Для такой обработки используют только толстое оконное стекло. Очень большими художественными возможностями обладают витражи. В промышленных условиях их обычно изготавливают по старинной технологии из разноцветных стекол, соединенных металлическими профилями, или путем спекания стекол при высокой температуре. Мы же сошлемся на те способы, которые применимы в домашней обстановке. Самый простой вариант - оклеить стекло прозрачной пленкой с рельефными и цветными узорами, которые широко представлены на рынке. Стекло можно разрисовать и самостоятельно цветными лаками. Для этого его очищают, обезжиривают, укладывают горизонтально. На нем закрепляют заранее подготовленный бумажный трафарет. По линиям рисунка наносят контурные перемычки шириной 5-10 мм и высотой 1-3 мм из эпоксидного клея, смешанного с алюминиевой пудрой. Чтобы увеличить время полимеризации клея, на одну часть его отвердителя берут примерно 10-20 частей смолы. После затвердения перемычек острым ножом аккуратно снимают подтеки, а потом стекло очищают окончательно растворителем. После этого промежутки между перемычками заливают цветными лаками согласно принятой расцветке витража. Используют лак типа ПФ с небольшим количеством художественной масляной краски (из тюбиков). Через двое суток наносят слой прозрачного мебельного нитролака и кистью разравнивают его так, чтобы на поверхности первого лакового слоя появились причудливые складки и морщины невысокого рельефа. После высыхания этого покрытия его снова заливают масляным лаком для придания ему нужного блеска. Вместо масляных лака и красок допустимо пользоваться одними нитроцеллюлозными материалами. Такие трехслойные композиции отличаются высокой декоративностью и прочностью. Любому домашнему мастеру под силу изготовление витража из битого цветного стекла и силикатного клея. Сначала на бумаге в натуральную величину исполняют цветной рисунок витража. При разработке эскиза особое внимание уделяют контуру изображения: добиваются, чтобы он был выразительным, ясным и простым. Обычно при этом пользуются готовыми иллюстрациями и орнаментами. Рисунок наклеивают на обратную сторону стекла лицевой поверхностью к нему. Тонкой кистью и быстросохнущей краской темного цвета наносят контуры изображения. Затем стекло переворачивают лицевой стороной вверх, протирают его нашатырным спиртом, наносят слой силикатного клея (жидкого стекла) и, ориентируясь по рисунку на бумаге, выкладывают мозаику из цветных осколков (от светофильтров, автомобильных фонарей, посуды, бутылок и пр.). Через 4-6 часов поверхность витража заливают сплошным слоем жидкого стекла таким образом, чтобы он покрывал все элементы мозаики. Чтобы клей не стекал, стекло огораживают рамкой из деревянных планок, скрепленных пластилином. Готовый витраж имеет красивую волнистую поверхность, хорошо пропускающую свет. Витраж можно выполнить и с помощью плоского цветного стекла. Сначала в натуральную величину на бумаге выполняют цветной рисунок с контурными линиями, нанесенными тушью. В соответствии с рисунком нарезают куски цветных стекол и укладывают на стекло -основу витража. Для соединения их между собой и с основным стеклом используют раствор из одной части цемента, трех частей песка и одной части клея ПВА. Раствор помещают в подходящий сосуд с пробкой, а в пробку вставляют стеклянную или пластмассовую трубку диаметром 4-5 мм. Места стыков цветных стекол с оконным стеклом тщательно смазывают этим раствором. А после его подсыхания им же заливают все оставшиеся промежутки. Витраж получается монолитным и аккуратным. Его можно вставлять в дверную или оконную раму и даже использовать как декоративное настенное панно. В последнем случае в его верхних углах предварительно прокладывают стальную проволоку с петлями для подвешивания. Следует отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру света, выполнять необычные дизайнерские решения. |
|
|
|
|