|
Орнаментальный декор
|
[Раздел: Техника работ по дереву] |
Такой декор представляет собой украшение поверхности деревянных изделий узорами, выполненными росписью различными красками и выжиганием. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, связанных с центрами их происхождения. Они отличаются характерными сюжетами и техникой исполнения. Так, хохломская роспись имеет золотистый цвет без применения благородного металла. Ее исполняют в такой последовательности. Точеную или долбленую заготовку сначала грунтуют глиной, покрывают несколько раз олифой, просушивают при температуре 60-70°, затем подвергают лужению порошком олова или алюминия, чтобы получить серебристую окраску, и снова сушат. После этого изделие расписывают масляными красками, пользуясь так называемым верховым или фоновым письмом. В первом случае рисунок наносят поверх основного фона, а во втором - сам фон вокруг рисунка окрашивают частично или полностью в заданный цвет. В этой росписи преобладают красный, черный и золотистый цвета, а в изображениях - растительные мотивы. Высохшие после росписи изделия покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 270-300°. Для полхов-майданской росписи используются только анилиновые краски. Черный контур растительного орнамента наносят тушью с помощью пера по предварительно загрунтованной крахмалом поверхности. Затем изделие ярко расцвечивают, пользуясь кистями. Городецкую роспись выполняют темперными красками в несколько этапов: окрашивают фон, наносят основные элементы рисунка, подмалевывают и оттеняют их; прорабатывают мелкие детали, рамки и отводки. В заключение изделие сушат и лакируют. Есть и другие промыслы, изготавливающие художественные изделия с росписью. Хорошо также известны и центры миниатюрной живописи по лакам: Федоскино, Палех, Мегера, Холуй. Каждый промысел имеет свой стиль росписи, свою орнаментацию и декоративное оформление. Обо всех этих тонкостях рассказывается в специальных книгах, имеющихся в продаже. Домашние умельцы, конечно, не обязаны слепо соблюдать каноны традиционной росписи, однако они и не могут не учитывать в своей творческой работе богатый опыт, накопленный их предшественниками. Более простым для освоения является орнаментальный декор по дереву, исполняемый выжиганием. Он основан на том, что нагреваясь, древесина в широких пределах меняет свой цвет. Используют разные приемы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание открытым огнем (например, паяльной лампой), подпаливание трением (скажем, при токарной обработке, распиловке и шлифовании древесины), обжиг в горячем песке, нагревание солнцем через лупу, а также выжигание узоров некоторыми кислотами. В домашних условиях применимы почти все из указанных способов. Мы не будем на них задерживаться в силу их известности. |
|
|
|
|