|
Наборный декор ( Мозаика )
|
[Раздел: Техника работ по дереву] |
Что касается блочной мозаики, то процесс изготовления ее складывается из таких операций, как составление рисунка мозаики; уточнение ее размеров, сечения брусочков блока, породы и цвета древесины, из которой они должны быть получены; механическая обработка заготовок, склеивание их в пластины, а последних - в блок; обработка блока в чистовой размер и раскраивание его на пластины. Выполнение такой мозаики в домашних условиях - дело трудоемкое, требующее разнообразного оборудования. Значительно проще заменить классическую мозаику ее разновидностями. Блок, например, можно выполнить способом шиповой вязки на клею, когда две заготовки из древесины разного цвета врезают друг в друга своеобразными прямыми шипами, а затем после высыхания его раскраивают вдоль или поперек на тонкие пластины. Подобный же блок можно получить, пользуясь технологией изготовления пропильных деталей. В бруске делают продольные пропилы заданной ширины и установленного расстояния между ними. С помощью линейки закладывают в полученные пропилы полосы шпона, промазанные клеем. После высыхания под прессом заготовку разрезают поперек, вдоль или под углом на пластины. Подбирая древесину разного цвета, делая пропилы разной ширины и шага, получают вполне приемлемые мозаичные покрытия. Таким же порядком выполняют блочную мозаику и токарным способом. Лопаточным резцом прорезают на торцах двух цилиндрических заготовок сопрягаемые пазы и выступы, склеивают заготовки между собой, а после высыхания резцом вскрывают кольцевой рисунок блока. В некоторых случаях его тоже разрезают на пластины. При использовании заготовок, составленных из древесины разных пород, получают еще более оригинальный рисунок мозаики. Вполне приемлем в мозаичных работах и так называемый стержневой способ. Он заключается в том, что в бруске насверливают сквозные отверстия заданного диаметра и расположенные по заданному рисунку. В них вставляют на клею круглые стержни, изготовленные из подобранных пород древесины. Дают блоку высохнуть, а затем раскраивают его на пластины. Стержни вытачивают на токарном станке, или, что проще, прогоняют квадратные брусочки через калиброванное круглое отверстие в металлической пластине. С блочной мозаикой сродни и декор, выполняемый из дощечек типа паркетинок, а также из торцовых спилов граненых брусков. Говоря о мозаике, нельзя не сказать о сюжетном ее наборе в технике маркетри. При этом выполняют натюрморты, композиции на темы сказок, пейзажи и даже портреты. Эта техника несколько выпадает из общего ряда мозаики, поскольку здесь на первое место выходят не столько технологические, сколько творческие моменты. Тематический набор больше тяготеет к живописи. С мозаикой его роднит лишь материал - шпон и способ применения последнего. Вместо карандаша, кисти и красок в этом случае используют красоту древесины, ее цвет, текстуру, а сам рисунок выполняют в обобщенном стилизованном виде. Поэтому сюжетный набор обычно полностью делают вручную традиционным методом. Однако и здесь иногда находится работа для электрических инструментов. Например, на станке с пантографом вырезают из шпона небольшие детали криволинейной формы, делают в основе выборки под эти вставки. С набором в технике маркетри во многом сходно наборное облицовывание изделий шпоном. Шпон улучшает их внешний вид, повышает прочность, сопротивляемость короблению, а также уменьшает расход ценной древесины. Процесс облицовывания состоит из таких операций, как подготовка основы и шпона; приклеивание шпона; притирка или прессование облицовки. Подготовка основы заключается в том, чтобы сделать ее ровной и гладкой. Из массива древесины удаляют сучки, засмолы, отколы, задиры, вмятины и другие пороки. Их заделывают вставками на клею из древесины одинаковой породы с основой, расположенными заподлицо с ней и вдоль ее волокон. Щиты калибруют по толщине, снимают с них провесы, шпаклюют незначительные дефекты. У коробок и рамок заделывают торцы продольными накладками. Подготовка шпона состоит из раскраивания, рассортировки, фугования кромок и скрепления его в форматные наборы. Листы шпона разрезают на ровном щите по металлической линейке ножом или полукруглой пилкой. При фуговании кромок шпона его пачку стягивают между двух реек и обрабатывают в донце двойным рубанком или фуганком. Более производительно и с высоким качеством это же делают на строгальном и фрезерном станках, а также фрезерной машиной. Листы шпона проверяют на отсутствие просветов между их кромками, а затем сортируют и вырезают места с изъянами. Узкие полосы отбирают для облицовывания брусков, широкие - для досок и щитов. Из них подбирают так называемые форматы соответствующих размеров с учетом цвета, текстуры и рисунка. На подобранных полосах простым карандашом наносят порядковые номера; укладывают их на ровном щите лицевой стороной наружу с плотно сомкнутыми кромками и соединяют клеевой лентой. Наклеивание шпона на основу в домашних условиях выполняют двумя способами - притиранием и прессованием. В первом случае применяют специальный притирочный молоток. Лицевую сторону шпона слегка смачивают горячей водой, а молоток нагревают примерно до 80°. На основу тонким слоем наносят клей. На облицовываемую поверхность кладут шпон, разглаживают его вдоль волокон от середины к краям сначала рукой, а затем притирочным молотком. При этом выдавливают из-под шпона излишки клея и находящийся там воздух. Если клей загустел, то молоток нагревают несколько сильнее или используют вместо него не особенно горячий утюг. Так поступают до тех пор, пока шпон не приклеится. Облицовку можно выполнять без предварительной прифуговки кромок шпона и стяжки его в листы набора. Для этого сначала наклеивают одну полосу, а затем вторую внахлестку на 10-15 мм на первую. В заключение по линейке прорезают насквозь оба листа по их кромкам, удаляют отрезанные полоски и приклеивают края листов к основе обычным порядком. Облицовывание способом запрессовки проводят в хомутовых и столярных струбцинах. Процесс облицовывания состоит в следующем. На нижний брусок хомутовой струбцины помещают ровный щит из досок толщиной 50 мм и накрывают его бумагой. На это основание накладывают деталь с наклеенным шпоном; накрывают ее бумагой и размещают сверху такой же щит, какой был поставлен внизу. Под винты струбцины подкладывают прочный брусок толщиной 50-60 мм и шириной 100 мм и завинчивают их: сначала средний, а затем остальные от середины к краям. Таким же порядком облицовывают плиты одновременно по несколько штук пакетом. При этом возможно применять и другие сжимы. Узкие и мелкие детали запрессовывают между двух ровных досок толщиной не менее 50 мм, стягиваемых обычными столярными струбцинами или винтами. Кромки детали облицовывают способом притирания или прессования. В первом случае полоски шпона приклеивают уже описанным порядком, а во втором - деталь через подкладки зажимают в обычных струбцинах так, чтобы ее кромки находились от спинок струбцин примерно на 60 мм. Каждую кромку покрывают клеем, помещают шпон, а на него - брусок толщиной 50 мм. Между бруском и спинками струбцин забивают клинья. В этом же случае удобнее пользоваться так называемыми кромочными струбцинами с винтовыми прижимами в центре их спинок. Криволинейные детали чаще всего облицовывают с применением реечных цулаг, гибких лент и мешков с песком. Цулага состоит из реек одинакового сечения, наклеенных на прочную ткань, параллельно друг другу с промежутками 20-40 мм. Ее помещают сверху наклеиваемого к криволинейной поверхности шпона и создают нужное давление при помощи струбцин через контрпрофильные бруски. Чтобы давление было равномерным, под цулагу подкладывают листовую резину. Облицовывание с помощью гибкой ленты заключается в том, что к основанию прикрепляют на петлях бруски с лентой из прочной ткани. На ленту укладывают шпон, на него помещают заготовку с нанесенным клеем, а сверху устанавливают прижимной брусок. Такое приспособление в большинстве случаев имеет преимущество по сравнению с жесткой цулагой. Облицовывание с помощью мешка с песком в комментариях не нуждается. При облицовывании вследствие нарушения технологических режимов или некачественных материалов могут возникать различные дефекты. Так, волнистость поверхности наблюдается из-за плохо подготовленной основы, а выпучивание или проседание шпона - из-за положения сучка по отношению к поверхности основы. Волнистость устранить нельзя. В крайнем случае, шпон снимают, поверхность выравнивают и снова ее облицовывают. Выпученные или просевшие места вырезают, сучок высверливают, углубление из-под него заделывают кусочком древесины и выравнивают заподлицо с основой. Из-за попадания посторонних тел между шпоном и прокладкой на поверхности образуются вмятины. Их увлажняют теплой водой, выглаживают молотком или зачищают. Глубокие вмятины и вырывы заделывают вставками. В случае применения тонкого шпона и жидкого клея, последний может просачиваться на поверхность. В результате образуются пятна, особенно заметные при отделке лаками. Такие поверхности отбеливают, а затем протирают сухой тряпкой, чтобы не дать шпону отслоиться. Могут наблюдаться местные скопления клея в результате неравномерного давления в процессе прессования, применения прокладок с вмятинами и раковинами, неровного клеевого слоя. Это место смачивают водой, делают надрез вдоль волокон, выдавливают лишний клей и притирают шпон. Воздушные пузыри (вздутия шпона) появляются в местах, не промазанных клеем, загрязненных маслом, излишне увлажненных. В этих местах шпон надрезают вдоль волокон, вводят в надрез клей и притирают, а для большей надежности сверху помещают груз. Таким же порядком подклеивают шпон, отслоившийся на кромках детали. Сплошное отслаивание его исправить нельзя: деталь заново облицовывают, предварительно выявив причину дефекта. При сдвиге полос шпона в процессе прессования происходит нахлест его по шву. Это место смачивают водой, прорезают оба листа шпона до основы, кромки вправляют и притирают обычным порядком. Сложнее заделывать щели в шпоне. Узкие из них устраняют смачивая шпон водой и разглаживая горячим утюгом поперек волокон, а широкие - исправляют вставками, подобранными по цвету и текстуре. Любой мозаичный набор, как правило, нуждается в дополнительной обработке: выравнивании поверхности, заоваливании выступов, подрезке по контуру, окантовке, отделке и т.д. Такие заключительные операции, выполненные качественно, придают изделию вполне законченный вид. |
« 1 [2] |
|
|
|