Архангельск Архангельская область Астрахань Балаково Башкортостан Брянск Брянская область Великий Новгород Владивосток Владимир Владимирская область Волгоград Волгоградская область Вологда Вологодская область Воронеж Воронежская область Дзержинск Екатеринбург Зеленоград
Иркутск Иркутская область Йошкар-Ола Казань Калининград Калининградская область Калуга Калужская область Карелия Кемерово Кемеровская область Киров Кировская область Кострома Краснодар Краснодарский Край Красноярск Красноярский Край Курган Курск Курская область
Ленинградская область Липецк Липецкая область Магнитогорск Миасс Москва Московская область Мурманск Мурманская область Нижний Новгород Нижний Тагил Новосибирск Новосибирская область Омск Орел Оренбург Оренбургская область Пенза Пензенская область Пермский Край Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Приморский Край Псков Псковская область
Ростов-на-Дону Ростовская область Рязань Самара Самарская область Санкт-Петербург Саранск Саратов Саратовская область Свердловская область Смоленск Смоленская область Сочи Ставрополь Ставропольский Край
Тамбов Тамбовская область Татарстан Тверь Тольятти Томск Тула Тульская область Тюменская область Тюмень Ульяновск Ульяновская область Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Челябинская область Чувашия Республика Энгельс Якутск Ярославль
Авангард Ампир Английский стиль Античный стиль Арт-деко Арт-нуво Африканский стиль Барокко Готика Египетский стиль Индийский стиль Кантри Китч Классический стиль Конструктивизм Маньеризм Минимализм Модерн Ренессанс Рококо Романский стиль Скандинавский стиль Техно Функционализм Хай-тек Эклектика
Airsprung Furniture Group Aleal Furniture Alfrank Alpine lounge Antix
Cushionz.ru - информационный мебельный интернет-портал
Форум
Блок авторизации
Логин

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Поиск по cushionz.ru

 

Наборный декор ( Мозаика )
  [Раздел: Техника работ по дереву]


Этот декор представляет собой мозаику. Мозаика - это орнаментальное или сюжетное изображение, части которого выполнены из однородных или различных материалов. Она имеет несколько разновидностей, среди которых особое место занимает мозаика по дереву, в свою очередь включающая в себя такие виды, как интарсия, маркетри, блочная мозаика и наборное облицовывание.
Интарсия - это инкрустация деревом по дереву, когда в углубление основы вкладывают пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой.
Маркетри - мозаичный набор, выполненный из кусочков шпона разных пород дерева, скрепленных между собой бумагой или иным способом, и наклеенный на основу в виде облицовки.
Блочная мозаика - представляет собой тонкие пластинки, вырезанные из блоков, склеенных из разноцветных брусочков по разработанному рисунку. Состав этой мозаики включает такие разновидности, как торцовая мозаика из срезов стволов и ветвей деревьев и наборный декор из фигурных дощечек типа паркета.
Мозаичные работы исстари являлись областью ручного труда, но ныне технический прогресс непосредственно коснулся и этой сферы. Машинным способом можно выполнять буквально все виды мозаики: одни с большим успехом, чем при ручном исполнении (интарсия и блочная мозаика), другие - с меньшим, скажем, при выполнении сюжетных композиций в технике маркетри. Но в любом случае механизация позволяет экономить время, силы, материалы, а главное - довольно просто добиваться таких результатов, которые в традиционной технике получить очень трудно.
Несколько замечаний относительно архитектоники раздела. Описание технологии выполнения мозаики будем вести не столько по ее разновидностям, сколько по таким основным направлениям работы, как подготовка основы под мозаику, изготовление элементов мозаичных наборов, сборка этих наборов. Такой подход позволит избежать многих повторов. Не будем также четко прослеживать разницу между техникой выполнения интарсии и маркетри, поскольку при машинном способе эта разница сходит почти на нет, за исключением лишь сюжетного набора.
Подготовка основы под мозаичный набор включает в себя прежде всего выбор добротной древесины и тщательную ее обработку. Заготовки, полученные любым способом (столярным, токарным или фрезерным), должны иметь гладкую поверхность и соответствовать заданным размерам и форме. И это понятно, поскольку дорабатывать деталь или изделие после наклейки на нее мозаичного набора значительно сложнее, чем заблаговременно.
Не менее важным моментом является и фрезерование в основе выборок под вставки. Эти выборки имеют разнообразную конфигурацию и глубину в зависимости от формы и толщины мозаичных элементов. Поэтому их выполняют по-разному. Например, квадратные, треугольные, ромбовидные, трапецеидальные выборки вырезают тем же порядком, каким обрабатывают прямолинейные поверхности, т.е. по направляющим линейкам, боковым и угловым упорам, пазовыми фрезами в разных позициях машины с учетом размеров деталей и способов их закрепления. Небольшие из них обычно обрабатывают с применением УДКС и тисков, а иногда и делительных устройств. Закругления в углах выемок, остающиеся после фрезерования, если они не предусмотрены проектом, срезают тонкой граверной фрезой либо стамеской.
Так же прорезают прямые пазы под вставки из полосок шпона по периметру основы, вдоль и поперек нее или же перекрещивающиеся. Подобным же образом формируют прямолинейные мозаичные элементы из самого же материала основы, прорезая в ней соответствующие пазы для заполнения их гранеными деталями.
Углубления криволинейного контура (овалы, эллипсы, ленты и др.) выполняют по шаблонам с четкой фиксацией глубины врезания режущего инструмента в заготовку. Очень удобно фрезеровать криволинейные выборки на станке с пантографом.
Круглые, кольцевые, в том числе и с концентрическими канавками, выемки получают любым из известных способов: с радиусной линейкой, круглым столом, делительным устройством, тисками, планшайбой и др. Круглые гнезда небольшого диаметра выбирают цилиндрическими фрезами этого же диаметра, а кольцевые выточки делают самодельными режущими инструментами.
Изготовление деталей для мозаичных наборов состоит, как правило, из нескольких этапов: подготовки заготовок, раскраивания их на части (пластины), обработки пластин в размер и по форме мозаичных элементов.
Брусковые заготовки квадратной или прямоугольной формы в поперечном сечении получают в ходе обычного пиления, строгания и рейсмусования. Длинные и массивные многогранники обрабатывают круглой пилой на станке, оснащенном кареткой с делительным устройством, а небольшие фрезеруют с применением УДКС и ДУБ. Круглые заготовки вытачивают на токарном станке.
Раскраивают полученные заготовки на части тоже разными способами. Бруски большого сечения разрезают на тонкие пластины и торцовые спилы любой толщины с помощью стусла и ножовки, круглой пилой на станке с кареткой, угломером и передним упором. Небольшие заготовки удобнее раскраивать тонкой дисковой фрезой, закрепленной на валу любого электроинструмента (дрели, точила, токарного и сверлильного станков и даже фрезерной машины). Короткие заготовки при этом зажимают в тисках, установленных на УДКС, и даже приклеивают к подложке из дешевой древесины.
Цилиндрические заготовки раскраивают непосредственно на токарном станке, применяя отрезное приспособление или специальный резец, а при отсутствии станка - круглой пилой либо дисковой фрезой. Полученные срезы заданной формы могут быть использованы сразу по назначению. В противном случае их дорабатывают. Это касается пластин, нарезанных из брусков заведомо большего сечения, чем положено, а также из капа и шпона.
Пластины фрезеруют пачками с использованием приспособлений. Так, чтобы получить нужное количество многогранных вставок, пакет заготовок зажимают между упорами ДУБ и фрезеруют грани обычным порядком с применением делительного устройства. Для обработки заготовок, набранных в пакет, используют и приспособление, собранное на базе ДУЦ. К его оправке привертывают небольшую пластину в качестве базовой опоры для заготовок. Последние помещают между двумя шайбами, имеющими фигурные вырезы по форме оправки, сжимают с помощью гайки. Заготовки обрабатывают с делительным устройством либо вместо него применяют шаблон, сделанный по форме вставок. Шаблон помещают между одной из шайб и пакетом заготовок, которые и обрабатывают строго по его контуру.
Партию одинаковых многогранных деталей заданной формы можно изготовить и с помощью приспособления. Его корпус закрепляют на угловой плите. Пакет заготовок помещают под планку до упора в шпильки 5 и закрепляют гайками. С помощью болта б можно регулировать подъем планки в зависимости от толщины пакета. Возможности этого приспособления, играющего роль прихвата, довольно обширны. Оно позволяет фрезеровать заготовки по всему периметру без перестановки их или же с перестановкой при базировании по уже обработанным поверхностям; выбирать фигурные пазы в средней части деталей; применять шаблоны, обрабатывать заготовки под углом и т.д.
Граненые вставки с отверстием по центру делают с помощью ДУБ или ДУЦ, насаживая плоские заготовки на их оправки. При монтаже мозаичного покрытия в эти отверстия вставляют кружки, что придает мозаичному узору большую нарядность.
Круглые вставки нужного диаметра получают при протачивании плоских заготовок на токарном станке между упорами, а кольцевые вставки обрабатывают на оправках, имеющих диаметр, равный диаметру центральной части кольцевых выточек на основании для мозаичного набора. Кольца большого диаметра вырезают на токарном станке либо фрезерной машиной с использованием радиусной линейки.
Вставки в форме овалов, эллипсов, переплетающихся лент и других криволинейных фигур вырезают таким же порядком, как и сами выборки под них. Особенно большими возможностями обладает станок с пантографом. С помощью граверных фрез на нем вырезают из шпона, наклеенного на бумагу, вставки самой замысловатой формы, какой отличаются, скажем, растительные и зооморфные орнаменты.
При изготовлении мозаичных вставок принимают все меры, чтобы их форма и размеры строго соответствовали форме и размерам гнезд и выборок, для которых они предназначены.
После подготовки основания и мозаичного покрытия остается только соединить их между собой на клею. Дело это ответственное, хотя и не столь сложное. Надо только отнестись к нему внимательно и проявить аккуратность.
На изделия с прямолинейными выборками вставки монтируют поштучно, плотно подгоняя их друг к другу кромками, либо предварительно наклеивают их на бумажную подложку, а затем целым листом размещают на отделываемой поверхности. Кружки, кольца и другие криволинейные детали точно так же на клею вставляют в отведенные для них места.
Несколько сложнее получать мозаичные наборы по так называемой двухступенчатой схеме. Их собирают из отдельных усеченных элементов, в свою очередь полученных из точеных кружков. В этом случае деталь, подлежащую облицовке, устанавливают на планшайбу и фрезеруют в ней гнезда, согласно чертежу. Делают это аналогично фрезерованию канавок по кругу, о чем уже шла речь ранее. Затем последовательно друг за другом от центра к краю вклеивают в эти гнезда подготовленные элементы мозаики. При этом делают технологические остановки: прежде чем поставить очередной элемент, дают выдержку для того, чтобы предыдущий из них лучше приклеился. После этого его подрезают фрезой по форме последующего элемента. В результате нескольких перестановок планшайбы с заготовкой получают разнообразные орнаментальные композиции. Точками показаны отверстия в планшайбе, являющиеся центрами дуг окружностей при формировании конкретных узоров.
  [1] 2 »






Статьи |  Стили в интерьере |  Форум |  Обратная связь
 

© 2006-2024 Cushionz.ru - интернет-магазины и салоны мебели.