Архангельск Архангельская область Астрахань Балаково Башкортостан Брянск Брянская область Великий Новгород Владивосток Владимир Владимирская область Волгоград Волгоградская область Вологда Вологодская область Воронеж Воронежская область Дзержинск Екатеринбург Зеленоград
Иркутск Иркутская область Йошкар-Ола Казань Калининград Калининградская область Калуга Калужская область Карелия Кемерово Кемеровская область Киров Кировская область Кострома Краснодар Краснодарский Край Красноярск Красноярский Край Курган Курск Курская область
Ленинградская область Липецк Липецкая область Магнитогорск Миасс Москва Московская область Мурманск Мурманская область Нижний Новгород Нижний Тагил Новосибирск Новосибирская область Омск Орел Оренбург Оренбургская область Пенза Пензенская область Пермский Край Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Приморский Край Псков Псковская область
Ростов-на-Дону Ростовская область Рязань Самара Самарская область Санкт-Петербург Саранск Саратов Саратовская область Свердловская область Смоленск Смоленская область Сочи Ставрополь Ставропольский Край
Тамбов Тамбовская область Татарстан Тверь Тольятти Томск Тула Тульская область Тюменская область Тюмень Ульяновск Ульяновская область Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Челябинская область Чувашия Республика Энгельс Якутск Ярославль
Авангард Ампир Английский стиль Античный стиль Арт-деко Арт-нуво Африканский стиль Барокко Готика Египетский стиль Индийский стиль Кантри Китч Классический стиль Конструктивизм Маньеризм Минимализм Модерн Ренессанс Рококо Романский стиль Скандинавский стиль Техно Функционализм Хай-тек Эклектика
Airsprung Furniture Group Aleal Furniture Alfrank Alpine lounge Antix
Cushionz.ru - информационный мебельный интернет-портал
Форум
Блок авторизации
Логин

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Поиск по cushionz.ru

 

Декор тел вращения
  [Раздел: Техника работ по дереву]


Многие детали, изготовленные токарным способом, не нуждаются ни в каких дополнительных украшениях. Однако встречаются среди них и такие, которые смотрятся лучше, если имеют развитый декор. К ним можно отнести, например, дверные ручки, подсвечники, настольные лампы, кубки, чаши, круглые коробочки и пр.
Декоративные элементы на токарных поделках чаще всего формируют в процессе изготовления изделий на токарном станке. Эти элементы сводятся обычно к различным выточкам, выборкам, кантикам разнообразной формы. Делается это, как правило, скупо, чтобы не нарушить общий облик изделия. При этом стараются не заглушить и красивую текстуру дерева.
Более развитым является декор, исполненный фрезерованием по токарной основе. Это объясняется тем, что такой способ отделки обладает большими возможностями, чем токарный. Им украшают, как правило, изделия штучные, художественного направления. Здесь пальма первенства принадлежит ручной фрезерной машине. Не случайно ее иногда называют фасонным инструментом.
Декоративную обработку тел вращения в этом случае выполняют в такой последовательности. На токарном станке либо самой фрезерной машиной изготавливают деталь. Ее затем перезакрепляют в соответствующее приспособление и далее фрезеруют по заданной программе. Казалось бы, все просто. На деле этот процесс значительно сложнее. Он включает в себя несколько операций, связанных с наладкой оборудования и с выполнением элементов декора. Остановимся на некоторых составляющих этого процесса, придерживаясь той же последовательности, в какой описывается технология изготовления самих деталей точением.
Так, декоративное фрезерование плоских и объемных изделий осуществляют примерно так же, как выполняют его по прямо- и криволинейным деталям. Деревянные блюда, тарелки, чаши, коробки нередко украшают только по кромкам различными кантиками, валиками, уступами, ленточными орнаментами с геометрическими элементами. Художественные изделия иногда украшают рельефным декором с помощью фасонных фрез, работая ими как торцом, так и боком. Иногда прибегают и к пазовому способу резания насадными фрезами.
При декорировании изделий, имеющих сферические поверхности, чаще всего пользуются шарнирными приспособлениями, такими как маятниковые подвески, радиусная линейка, круглый стол, угловая поворотная плита и другие. Работают с этими устройствами практически так же, как и при обработке с ними плоских и брусковых заготовок. Некоторые особенности этого процесса объясняются лишь сферической формой поверхностей. Заготовку вытачивают до заданных размеров с небольшим припуском. После закрепления ее в делительном устройстве налаживают шарнирное приспособление согласно профилю фрезеруемой поверхности (выпуклой либо вогнутой). С помощью двухкоординатного стола выставляют поворотную ось заготовки относительно оси режущего инструмента. Далее определяют размах качания заготовки и ограничивают найденный сектор двумя упорами. И, наконец, приступают к самому фрезерованию: вырезают первой канавку минимальной глубины, по ней вносят нужные поправки и продолжают обрабатывать деталь до конца. После этого ее нередко дополнительно протачивают на токарном станке для корректировки рельефа, подгонки друг к другу всех его элементов. Кстати сказать, сферические поверхности эллипсовидной формы обрабатывают практически так же, как и шаровые. Разница заключается в основном в способе закрепления изделий в том или ином приспособлении. Если, скажем, шар закрепляют в центрах, за технологические шейки, то изделие сложной формы (кубки, вазы) зажимают в оправках, выполненных по их форме, закрепляют за отверстие в дне, пользуются вставками в выемках сосудов и т.д.
Большими возможностями по декорированию тел вращения обладают и планшайбы. При фрезерных работах их используют аналогично токарным с небольшими конструктивными изменениями. Во многих операциях используют обычную планшайбу в виде круга или прямоугольной пластины. Ее прикрепляют к делительному устройству с чашечным патроном (ДУЧ) либо с центрами (ДУБ). И работают с ней как при точении: выполняют орнаменты по кругу обычным порядком, а также по нескольким осям фрезерования. В этом случае все дело сводится к замене токарного резца на фрезу. При этом, в частности, как и на токарном станке, можно изготавливать розетки с несколькими лепестками и получать оригинальные орнаменты.
Не менее интересные творческие задумки позволяет претворять в жизнь и планшайба, предназначенная для обработки детали со смещением ее оси относительно оси вращения приспособления. Она является разъемной, собранной на базе резьбовой шпильки, и отличается от устройства, применяемого с токарным станком, лишь измененным узлом вращения. Следует заметить, что этот узел может быть исполнен тоже по-разному в зависимости от толщины стенок стойки, на которой его монтируют. В одном случае это может быть обычное отверстие в толстостенной детали, в другом - латунная втулка, а в третьем - гнездо с шарикоподшипником. Во всех вариантах планшайба должна вращаться легко, без люфтов и перекоса.
Техника фрезерования выпуклых и вогнутых поверхностей с этим приспособлением остается такой же, как и при токарной обработке. Только она заметно упростилась, улучшилось качество огранки, на нет свелись сколы и вырывы древесины. Некоторые варианты поперечных профилей, выполненных с одной и двумя планшайбами со смещенными центрами крепления деталей.
Наше описание планшайб было бы далеко не полным, если бы мы не коснулись еще одного их типа. Имеется в виду планшайба, изогнутая в виде угольника (назовем ее угловой). Она позволяет обрабатывать заготовку одновременно в двух ее позициях: во-первых, при смещенном положении ее центра относительно оси вращения приспособления, а во-вторых, при наклонном положении ее продольной оси относительно той же оси вращения планшайбы.
Она представляет собой прямоугольную пластину, только изогнутую под углом 55° (хотя этот угол может быть и другим). На одном конце пластины закреплен металлический брусочек (или втулка), в котором выполнено овально отверстие, соосное с таким же отверстием в планшайбе под оправку делительного устройства. Перпендикулярно этому отверстию в брусочке просверлены два встречных резьбовых отверстия Мб под винт, фиксирующий оправку в определенном положении. Таких положений два: одно по центру оси вращения планшайбы, а второе - со смещением от этой оси на 3 мм. На другом конце угловой планшайбы закреплен противовес (несколько металлических шайб общей массой, уравновешивающей массу делительного устройства и детали).
Размеры угловой планшайбы, как, впрочем, и других ее типов, определяются в первую очередь возможностями применяемых с ними станков и приспособлений, а также габаритами и массой самих обрабатываемых деталей и изделий. Крепят эту планшайбу на оси вращения точно так же, как и обычную прямую планшайбу.
Обрабатывать детали можно в двух положениях фрезы: с фронтального либо бокового ее захода на вращающуюся заготовку. В первой позиции выполняют узкие канавки угловой либо четвертькруглой фрезой. Канавки получают разного рельефа в зависимости от положения оси оправки, на которой закреплена заготовка, о чем говорилось выше.
Так, если эта оправка установлена по центру угловой планшайбы, а режущий инструмент подают на деталь только в поперечном направлении и строго на заданную глубину врезания, то канавка будет приобретать форму кольца и пролегать по поверхности детали симметрично оси вращения планшайбы. Обычно фрезеруют 1 б таких граней (хотя их может быть и другое количество): все определяется размерами изделия и задумками мастера. Кольцевые канавки образуют на поверхности изделия ромбовидный рельеф.
При том же фронтальном заходе фрезы, но при смещенном положении оправки делительного устройства относительно центра планшайбы вместо кольцевых вырезов формируются только дуговые. Соответственно поверхность изделия приобретает иной вид.
Свои особенности имеет фрезерование деталей при боковом заходе на нее режущего инструмента. В этом случае оправку, на которой закреплена деталь, устанавливают только по центру приспособления. В таком положении выполняют плоскую или фасонную грань на определенной части детали в зависимости от формы лезвий фрезы. Поворачивая деталь на заданный угол по шкале делительного диска или перезакрепляя ее на оправке другим концом, получают на ее поверхности определенное количество граней нескольких разновидностей.
С помощью угловой планшайбы декорируют и кольцевые детали, закрепленные в оправках. Сам процесс фрезерования остается по существу таким же, как и при обработке деталей сферической формы. На периферии колец формируют похожий рельеф. Его профиль зависит от заходов фрез относительно изделия, рисунка их лезвий, положения продольного и поперечного упоров, ограничивающих перемещение УДКС, и других факторов.
В заключение расскажем еще об одном устройстве, с помощью которого можно подвергать декоративной обработке тела вращения. В основе его лежит делительное приспособление, закрепленное на УДКС. Оно помимо своего прямого назначения используется еще для вращения и поперечного качания детали, а УДКС служит для поперечного и продольного перемещения этой детали относительно фрезы. Один из вариантов такого устройства, используемого с делительным приспособлением ДУБ. Оно позволяет выбирать на поверхности брусковой детали кольцевые проточки при ее вращении, формировать выпуклые и вогнутые грани при качательных движениях, получать прямые, поперечные и продольные грани на поверхности детали и т.д. Как видим , это устройство вобрало в себя некоторые функции токарного станка, планшайбы и шарнирного механизма.
Нужно заметить, что у деталей, обработанных с указанным приспособлением, выпуклые и вогнутые поверхности получаются более рельефными и выразительными по сравнению с деталями, обработанными на планшайбах со смещенными центрами фрезерования. Здесь опять дает о себе знать разница в радиусах окружности, при которых происходит резание.
И еще: из-за особенностей конструкций приспособлений, используемых с токарным станком и фрезерной машиной, их рекомендуется применять в основном для декоративного фрезерования деталей относительно небольшого диаметра. Объясняется это обстоятельство прежде всего разницей в длине режущих инструментов: стамесок и резцов для токарного станка и концевых фрез - для фрезерной машины.
Способы обработки деталей часто определяются их габаритами. Если, скажем, деталь не проходит в токарном станке или делительном устройстве (ДУБ) из-за большого диаметра, то ее обрабатывают с другим приспособлением. Удобно это делать, например, на круглом поворотном столе, в том числе с выносной платформой, а также при помощи радиусной линейки. В этих случаях возможно фрезеровать изделие практически любых размеров (конечно, в разумных пределах).
Трудно рассмотреть все возможные варианты декорирования тел вращения. Но думается, и перечисленных способов достаточно, чтобы получать подлинно художественные изделия.
 






Статьи |  Стили в интерьере |  Форум |  Обратная связь
 

© 2006-2024 Cushionz.ru - интернет-магазины и салоны мебели.