Архангельск Архангельская область Астрахань Балаково Башкортостан Брянск Брянская область Великий Новгород Владивосток Владимир Владимирская область Волгоград Волгоградская область Вологда Вологодская область Воронеж Воронежская область Дзержинск Екатеринбург Зеленоград
Иркутск Иркутская область Йошкар-Ола Казань Калининград Калининградская область Калуга Калужская область Карелия Кемерово Кемеровская область Киров Кировская область Кострома Краснодар Краснодарский Край Красноярск Красноярский Край Курган Курск Курская область
Ленинградская область Липецк Липецкая область Магнитогорск Миасс Москва Московская область Мурманск Мурманская область Нижний Новгород Нижний Тагил Новосибирск Новосибирская область Омск Орел Оренбург Оренбургская область Пенза Пензенская область Пермский Край Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Приморский Край Псков Псковская область
Ростов-на-Дону Ростовская область Рязань Самара Самарская область Санкт-Петербург Саранск Саратов Саратовская область Свердловская область Смоленск Смоленская область Сочи Ставрополь Ставропольский Край
Тамбов Тамбовская область Татарстан Тверь Тольятти Томск Тула Тульская область Тюменская область Тюмень Ульяновск Ульяновская область Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Челябинская область Чувашия Республика Энгельс Якутск Ярославль
Авангард Ампир Английский стиль Античный стиль Арт-деко Арт-нуво Африканский стиль Барокко Готика Египетский стиль Индийский стиль Кантри Китч Классический стиль Конструктивизм Маньеризм Минимализм Модерн Ренессанс Рококо Романский стиль Скандинавский стиль Техно Функционализм Хай-тек Эклектика
Airsprung Furniture Group Aleal Furniture Alfrank Alpine lounge Antix
Cushionz.ru - информационный мебельный интернет-портал
Форум
Блок авторизации
Логин

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Поиск по cushionz.ru

 

Декоративная обработка прямолинейных деталей
  [Раздел: Техника работ по дереву]


Рельефный декор исполняют не только традиционной резьбой и не только фрезерной машиной при свободном управлении ею и обрабатываемой деталью, но и всеми другими режущими инструментами с привлечением разных приспособлений к ним. Наш рассказ об этих декоративных работах мы поведем в той же последовательности, в какой рассматриваются процессы изготовления самих деталей.
Детали прямолинейной формы, используемые в таких художественных изделиях, как мебельные дверки, филенки, передние стенки ящиков, шкатулки, ларцы, крышки столов, прямые ножки и спинки стульев, детали, предназначенные для отделки интерьеров, нередко украшают рельефным декором. Его выполняют резцами, пилами, фрезами, сверлами и другими режущими инструментами.
Самыми доступными из них, конечно, являются пилы. Они позволяют раскраивать древесину на заготовки, изготовлять детали и украшать их. Орнаменты, выполняемые пилами, относятся обычно к ленточным геометрическим с прямолинейными элементами. Композиционное построение их бывает самым разным: от простых окантовок поверхности до самых сложных узоров типа плетенок. Элементы орнаментов располагают под углами к кромкам деталей, параллельно и перекрестно относительно друг друга, с разбивками в виде прогалов и других рисунков. Изображения могут иметь гладкие и профильные канавки, прямые и скошенные стенки, разную глубину и ширину, быть контурными и рельефными.
Отличительной особенностью элементов такого декора является то, что после прозрачной отделки они образуют разные по тональности грани, поскольку в них чередуются плоскости с продольным, поперечным и полуторцовым направлением волокон. Происходит красивое переливание света, цвета и текстуры дерева.
Такой декор вполне возможно выполнить обычными ручными инструментами - ножовкой или лучковой пилой по разметкам. Большим подспорьем при этом служит распиловочное приспособление - стусло. Резание с ним ведут по намеченным рискам либо пользуются измерительной линейкой, прикрепленной к стуслу, а также планшайбой, соединенной с самой деталью.
Первые варианты в уточнениях не нуждаются, а что касается планшайбы, то о ней следует сказать особо. Это стальная прямоугольная пластина, в которой по заданной программе насверлены отверстия. Пластину прикрепляют снизу детали шурупами непосредственно либо приклеивают двусторонней липкой лентой или через бумажную прокладку клеем ПВА. Планшайбу насаживают первым отверстием на шпильку, ввернутую в основание стусла, и прорезают на поверхности детали первую канавку. Затем планшайбу вместе с деталью переставляют на новую позицию и операцию повторяют. Так поступают до конца. Работа в этом случае идет быстро, элементы орнамента располагаются точно в согласии с заданным шагом. Если перезакреплять планшайбу по плоскости детали, то последнюю можно иметь любой длины (конечно, в разумных пределах). При формировании иных элементов орнамента деталь снова пропускают через стусло, пользуясь другими пропилами в нем.
Еще более успешно проводят декоративные работы на круглопильном станке с пильным столом, регулируемым по высоте и углу наклона относительно пильного диска. Особенно полезной в этом случае оказывается каретка, оснащенная угломером или мерной линейкой с подвижным упором. На этом же станке вместе с дисковыми пилами можно применять и насадные фрезы разного профиля.
Брусковые и плитные детали обрабатывают на станке по разметке, пользуются шкалой измерительной линейки либо планшайбой, прикрепленной к детали. Каретка, угломер, мерная линейка и упоры позволяют перемещать деталь на заданный шаг, а пильный стол, регулируемый по углу, предоставляет возможность обрабатывать наклонные поверхности. Короткие детали для удобства и безопасности обработки закрепляют на подкладках из второсортной древесины.
Прямолинейные детали декорируют и на самодельном фрезерном станке. Из-за его конструктивных особенностей на нем сложно выполнить поперечные элементы на длинномерных деталях. Поэтому брусковые и щитковые детали обычно фрезеруют по кромкам и рядом с ними по пласти, формируя, таким образом, кромочные, угловые и рамочные орнаментальные компоненты.
Конечно же, наибольшими возможностями для выполнения декоративных работ обладает ручная фрезерная машинка. Эти ее возможности особенно широко раскрываются при использовании специальных принадлежностей, таких, например, как универсальный двухко-ординатный стол, тиски, планшайбы, а также ограничительные приспособления. Расскажем о последних, поскольку раньше о них в книге не говорилось. Это такие приспособления, которые ограничивают перемещение детали и фрезерной машины в установленных пределах или позволяют контролировать эти перемещения. К ним относятся прежде всего упоры. Их применяют тогда, когда работа на глазок успеха не приносит. Упоры бывают разной конструкции. Это могут быть брусочки, прижатые к столу или направляющей линейке струбцинами. Однако лучшими являются регулируемые упоры. Он состоит из корпуса, штока и съемного кольца-хомутика. В корпусе имеются отверстия для крепежного и стопорного винтов, а также для прохода штока.
Обычно используют два таких упора, ограничивая ими перемещение заготовки либо машины в установленных пределах. При наладке упоров их штоки выдвигают на определенную длину. Если требуется работать без упоров, то штоки отводят. Иногда пользуются съемными кольцами со стопорными винтами. Кольцо ставят вплотную к корпусу упора после его наладки. При работе без упора шток вместе с кольцом сдвигают в сторону, а при восстановлении прежнего положения упора шток возвращают назад. С одной колодкой можно применять сменные штоки разной длины, в том числе с кольцами, установленными на них в расчетных местах. Меняя штоки, можно быстро без измерительных операций обрабатывать определенные участки детали.
Разновидностью упора является механизм регулирования глубины резания, которым оснащена любая фрезерная машина. Вместе с этим механизмом нередко используют вкладыши и прокладки определенной высоты, позволяющие оперативно ступенями менять глубину врезания фрезы в обрабатываемый материал.
К ограничительным приспособлениям можно отнести и шкальные механизмы УДКС. Они позволяют делить прямые линии на равные и неравные части при фрезеровании орнаментов по прямой плоскости.
В общем ряду находится и такое полезное устройство, как шаговая скоба, позволяющая делить прямые линии на заданные части безшкальным методом. В основе этого приспособления находится регулируемый упор, о котором уже говорилось. Только вместо неподвижной колодки здесь используют подвижную колодку в форме скобы, закрепляемую на обрабатываемой детали собственными зажимами.
Хорошим помощником мастера во многих фрезерных операциях является наладочный рейсмас - металлический стержень установленного диаметра и длины, проточенный с одного конца на острый конус. При наладочных работах его закрепляют в шпинделе машины вместо фрезы и с его помощью находят базовое положение режущего инструмента относительно края либо центра обрабатываемой детали.
Теперь расскажем о некоторых декоративных работах с применением фрезерной машины и названных приспособлений. В первую очередь это касается УДКС и тисков. Тиски позволяют надежно базировать деталь под разными углами относительно перекрестного движения стола, а стол обеспечивает точное перемещение детали на заданный шаг относительно фрезы.
Деталь закрепляют в тисках, выверяют ее положение по отношению к режущему инструменту с помощью наладочного рейсмуса, устанавливают упоры, ограничивающие перемещение стола в заданных пределах, и приступают к работе. При фрезеровании элементов орнамента, расположенных под прямым углом к кромке детали, обычно ограничиваются смещением стола между упорами. Иногда это делают по показаниям лимбов ходовых винтов стола. После каждого рабочего цикла детали перемещают с помощью УДКС на новую позицию и операцию повторяют. Длинную деталь при надобности перезакрепляют в тисках для фрезерования на новом ее участке. Так же выполняют элементы орнамента, расположенные под другим углом к кромкам деталей. Предварительно только под таким же углом перезакрепляют тиски на столе.
Примерно таким же порядком формируют элементы геометрического орнамента в форме рамки по периметру детали, сетки по всей ее площади, ленты, узора, украшающего центр детали или расположенного с учетом места установки на ней лицевой фурнитуры (ручек, ключевин и декоративных накладок). Декор при этом выполняют торцевыми и боковыми сторонами фрезы на разную глубину, с уступами, наклоном относительно обрабатываемой поверхности. Узоры наносят не только на пласт, но и на кромки детали в виде выемок, вырезов, выпуклых элементов с прямыми и фасонными гранями.
Некоторыми особенностями отличается декоративное фрезерование с шаговой скобой. Проследим последовательность этой работы. Сначала с помощью гаек на скользящем упоре устанавливают нужный шаг орнамента. В тисках закрепляют деталь, а на ней скобу - вплотную к тискам. Перемещая УДКС, деталь подводят под фрезу и прорезают первую канавку. Затем фрезу выводят из канавки и возвращают стол с деталью в прежнюю позицию. Смещая скобу по детали, отодвигают ее оттисков, а скользящий упор вытягивают из скобы до соприкосновения с гайкой и фиксируют его в этом положении. Скобу продвигают по заготовке к тискам до касания с ними торца упора и закрепляют ее. После этого, освободив стопоры скользящего упора и тисков, деталь передвигают до касания скобы с тисками. В этом положении деталь снова зажимают в тисках и фрезеруют в ней новую канавку.
Так поступают до тех пор, пока деталь не будет обработана в установленных пределах. Если же это требуется сделать по всей ее длине, то при подходе конца детали к тискам, шаговую скобу переставляют на ней по другую сторону от тисков. Шаговая скоба позволяет при необходимости переналаживать ее, применять с ней несколько скользящих упоров, выставленных заранее на разные размеры орнаментальных шагов и т.д.
Брусковые детали можно делить на части безшкальным методом. В этом случае деталь, закрепленную в тисках, перемещают на установленный шаг между двумя упорами, ограничивающими продольный ход УДКС. Сначала устанавливают упоры по лимбу стола или мерному вкладышу на заданный шаг. Затем стол смещают назад до упора, выставляют деталь относительно фрезы и подавая стол до переднего упора, прорезают начальную канавку. Выключив двигатель и не извлекая фрезу из детали, УДКС возвращают в исходную позицию, т.е. до заднего упора. Тиски слегка разжимают, а стол подают до переднего упора. Под действием фрезы деталь выдвинется из губок тисков на длину шага. В этом положении ее снова закрепляют в тисках. Режущий инструмент извлекают из первой канавки, стол подают до заднего упора и уже известным порядком фрезеруют вторую и последующие канавки.
Использование планшайбы в работах с фрезерной машиной практически такое же, как и в случаях применения круглопильного либо самодельного фрезерного станков. Примечательно, что планшайба позволяет обходиться без УДКС, ограничиваясь лишь кареткой рабочего стола.
Фрезерную машину закрепляют на стойке. Деталь соединяют с планшайбой, а последнюю насаживают первым отверстием на шпильку, ввернутую в крышку стола либо в угломер каретки. Ставят упоры, ограничивающие ход каретки на длину канавки. Включают двигатель, поджимают деталь к угломеру, заглубляют фрезу в деталь, подают каретку вперед и получают первую канавку. Отводят каретку в исходное положение. Переставив планшайбу очередным отверстием на шпильку, повторяют весь процесс. Таким порядком выполняют различные прямолинейные элементы орнамента.
Более того, если прижим угломера к основанию каретки несколько ослабить и ограничить его поворот в определенном секторе двумя упорами, то фрезеруют и криволинейные элементы орнаментов, расположенные на прямой плоскости.
Комбинации дуговых канавок выполняют и во всех других операциях, о которых мы рассказали. При этом пользуются одним крепежным болтом тисков в качестве поворотной оси и двух упоров, ограничивающих поворот тисков с деталью в определенном секторе.
При творческом отношении к делу прямолинейные детали украшают и с помощью других режущих инструментов. Это возможно делать, например, на сверлильном станке, электрической дрелью, установленной на стойке, с применением обычных и специальных концевых фрез и сверл.
Кстати, о таком концевом инструменте, как чашечная фреза. Она позволяет выбирать круглые углубления на пласти детали делать полукруглые вырезы на ее кромках, формировать выпуклые и вогнутые элементы в разных комбинациях.
В декоративных работах используют и насадные режущие инструменты буквально с любыми механизмами, имеющими двигатель и рабочий вал. В этом случае деталь зажимают в тисках, установленных на УДКС, а двигатель с насадным режущим инструментом размещают над обрабатываемой деталью на заданном расстоянии от нее.
В нашем случае вместо продольных пазов и гнезд формируют поперечные открытые выемки на всю тол щи ну детали. Их получают дисковой и цилиндрической насадными фрезами, шлифовальным барабаном на круглопильном и фрезерном станках, а также концевой фрезой с применением фрезерной либо сверлильной машин. Во всех случаях поступают так же, как и при выполнении несквозных пазов и гнезд.
Например, на круглопильном станке насадной фрезой деталь обрабатывают по направляющей линейке с упорами, подавая ее на режущий инструмент сверху. На таком же станке с длинным вылетом рабочего вала деталь закрепляют струбциной на столике, подвешенном под фрезой, и подают ее на режущий инструмент снизу вверх вместе со столиком. Выемки небольшой глубины выбирают и ножевой головкой фуговального устройства станка либо электрического рубанка. Деталь поджимают к ножам сверху, а направляющую линейку с упорами устанавливают сбоку от ножей или над ними.
Примечательно, что при этом декоративные элементы выполняют не только по пласти и кромкам детали, но и на ее ребрах. В последнем случае используют приспособления, позволяющие выставлять деталь под углом относительно плоскости режущего инструмента. Это могут быть поворотная и жесткая направляющие линейки, установленные параллельно друг другу, и два упора. Деталь вкладывают между линейками, поджимают пластью к поворотной линейке, а торцом к переднему упору. Затем ее подают до заднего упора и срезают фаску на части ребра. Деталь поворачивают другим ребром и операцию повторяют. Таким порядком получают грани заданной длины и ширины, располагают их в любом месте детали, сочетают друг с другом в разных комбинациях.
Подобную обработку брусковых деталей удобно производить на фрезерном станке и фрезерной машине при нижнем расположении их шпинделей. Показаны варианты декорирования деталей на фрезерном станке. В одном случае это делают по направляющей линейке, а в другом - работают с кареткой. В основании каретки прорезают паз для прохода фрезы. Сверху размещают опорную доску тоже с вырезом под режущий инструмент. К доске прикрепляют упоры, ограничивающие смещение детали силами резания. В остальном порядок работы остается прежним. Достоинства каретки не ограничиваются только удобствами обращения с нею. Она позволяет применять также делительные устройства, а значит, и обрабатывать многогранные изделия. В этом случае декоративные выборки можно делать тоже на пласти, гранях и ребрах деталей.
Таим же образом обрабатывают детали на самодельном фрезерном станке с использованием ДУБ и УДКС. Аналогично поступают и с фрезерной машиной при верхнем и нижнем расположении ее шпинделя.
Пазовым способом декорируют детали, управляя ими или режущими инструментами. В последнем случае так поступают, например, с ручной дисковой пилой, электрорубанком и фрезерной машиной при обработке крупногабаритных и тяжелых изделий типа колонн, опорных стоек и пр.
И еще один вариант декоративной обработки прямолинейных деталей пазовым способом. В этом случае используют автономный шпиндельный узел с насадной фрезой: деталь закрепляют на поворотной угловой плите, а плиту устанавливают на УДКС. Подавая деталь на режущий инструмент по принципу ка-чательного движения, на ее поверхности выбирают канавки и выемки вогнутой формы.
Как видим, прямолинейные детали можно украшать по-разному. Какой декор и способ его исполнения выбрать, решает мастер, исходя из местных возможностей и собственных вкусовых пристрастий.
 






Статьи |  Стили в интерьере |  Форум |  Обратная связь
 

© 2006-2024 Cushionz.ru - интернет-магазины и салоны мебели.