|
Резьба в художественной отделке
|
[Раздел: Техника работ по дереву] |
Одним из самых распространенных видов художественного украшения изделий из дерева по праву является резьба, выполняемая вручную резцами. Поскольку способы и техника исполнения резьбы хорошо известны, изложены во многих пособиях, мы напомним лишь ее основные группы. Прежде всего это плосковыемчатая резьба. Она характеризуется тем, что ее рисунок образуют углубления-выемки различной формы, верхние точки которой расположены на уровне украшаемой плоскости. В зависимости от формы выемок и характера рисунка эту резьбу подразделяют на две разновидности: геометрическую и контурную. Основными элементами первой являются треугольники, квадраты, ромбы, окружности, их дуги, а второй - двухгранные канавки, прорезанные по контуру изображения. Форма декоративных элементов, в свою очередь, определяет и характер изобразительных мотивов каждой резьбы. Если для геометрической больше подходит орнамент геометрический, то для контурной - растительный и зооморфный. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной. В ней изображаемые фигуры обрабатывают не только по контуру, но и по краям, что создает иллюзию рельефа, хотя он и не выступает за плоскость украшаемой поверхности. Такая резьба включает три разновидности: с заоваленными контурами, с подушечным фоном и с подобранным фоном. Первая мало чем отличается от контурной резьбы, только выемки в ней делают более глубокими и слегка заоваленными. В резьбе с подушечным фоном его не только заоваливают, но и делают иногда немного ниже украшаемой поверхности. В резьбе с подобранным фоном его выбирают на одинаковую глубину, а уступы круто заоваливают, чем подчеркивают рельефность изображения. При этом фон нередко делают чеканным и рифленым. Рельефная резьба - это резьба с глухим (непрорезаным) фоном и более высоким рельефом, чем в резьбе с подобранным фоном. У нее почти отсутствуют плоские поверхности, а все элементы имеют различную высоту. Словом, эта резьба, при которой изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью обработана в его пределах. При этом различают барельефную и горельефную резьбу. В первой изображение выступает над фоном не более половины своего объема, а во второй - более половины его. Рельефная резьба может быть выпуклой, когда элементы рельефа выступают над поверхностью, и вогнутой, при которой они углубляются в поверхность, а фон выступает над ними. Прорезная резьба отличается отсутствием фона. Ее принято называть ажурной в том случае, когда она исполнена особенно искусно и тонко, словно кружево. Если элементы этой резьбы наклеены на основу, то ее именуют накладной. Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней объемное тело полностью или в основной массе отделено от фона. Комбинированная резьба включает в себя все или несколько видов ее. Все эти виды резьбы выполнялись и выполняются не только вручную, но и машинным способом. Особенно это имеет место на мебельных предприятиях. С появлением же в быту фрезерной машины и других электрических инструментов механической резьбой стали широко заниматься и в домашних условиях. Об этом и пойдет далее речь. Нужно сразу заметить, что ручные резцы и станочные режущие инструменты не были и никогда не станут антагонистами. Первые не уступят своих позиций там, где дело касается доступности декорирования изделий, индивидуального почерка мастера. Вторые позволяют повысить производительность труда, облегчить его, а в ряде случаев улучшить качество декора, и в частности, выполнить такой из них, какой вручную получить далеко не просто. У каждого из этих способов свои особенности и приемы, свои сильные и слабые стороны. Надо все это принимать как реальную данность и умело ею пользоваться. Сначала расскажем о декоративных работах, выполняемых фрезерной машиной в ее штатном исполнении, а также при закреплении на стойке при верхнем расположении ее шпинделя. В этих позициях машину, не стесненную рамками различных приспособлений, используют по существу как обычный резец. В первом положении машины обрабатывают как крупногабаритные изделия, так и небольшие детали, закрепленные на рабочем столе. Во второй позиции машины резьбу выполняют при ручном управлении деталью. В зависимости от формы и размеров детали ее при этом располагают на рабочем столе, специальной подставке или подручнике. Такие приспособления обеспечивают удобства в работе, позволяют лучше обозревать зону резания. В этом случае нередко используют один только шпиндельный узел машины без ее основания, а также применяют ножной сетевой переключатель, позволяющий высвободить обе руки для управления деталью. Несколько слов о подручнике. Он является предельно простым. Это - прямая либо изогнутая металлическая полоса, закрепленная на рабочем столе с помощью подставки. Применение подручника - обязательное требование при обработке небольших деталей. Дело в том, что при ручной подаче заготовки на фрезу подручник препятствует затягиванию пальцев под режущий инструмент. Схема взаимодействия заготовки, подручника и фрезы показана на том же рисунке. Из схемы понятно, что заготовку подносят снизу подручника; фреза старается увлечь заготовку вперед, а подручник мешает этому. Так удается избегать не только травм рук, но и порчи детали. Подручник постоянно держат рядом с фрезой (не далее 4 мм от нее), смещая его вместе с верхней кареткой двухкоординатного стола. Что касается техники исполнения механической резьбы, то она несколько отличается от традиционной. Взять, скажем, плосковыемчатую резьбу. Форма фрезы не всегда позволяет легко выполнить некоторые клиновидные выемки, зато с ее помощью значительно проще, чем резцом получить прямо- и криволинейные канавки. Этот рельеф, в том числе со сложными узорами, довольно успешно выполняют в штатной позиции машины. Делают это без всяких упоров и направляющих устройств со свободным ручным ведением машины. Такой результат получают только при малых глубинах врезания фрезы, когда ее не уводит в сторону силами резания. Резьбу с углубленными элементами получают при постепенном выпуске режущего инструмента. Несколько по-другому действуют в случае верхнего расположения шпинделя машины при использовании подручника. Вот, к примеру, как выбирают сферические выемки фасонной фрезой. Заготовку поджимают к подручнику и осторожно подают вперед. Постепенно углубляя фрезу до установленного уровня, получают заданный элемент орнамента. Комбинация из них может составлять целый узор. Более того, таким же порядком, этой же фрезой можно выполнить выемку другой формы или диаметра. Для этого заготовку достаточно слегка поворачивать относительно торца режущего инструмента и придавать углублению правильные очертания согласно выбранному контуру. Особенно положительно зарекомендовала себя машина при контурной резьбе. Ею выбирают не только двугранные канавки, как это делают резцом, но и другого профиля. Легко при этом изменяют глубину и ширину канавок, углы наклона их стенок. Все эти приемы снижают некоторую жесткость академической контурной резьбы, придают ей большую пластичность. Элементы контурной резьбы лучше фрезеровать за один проход, чтобы профиль канавок получался чистым, ровным, без ступенек по горизонтали и глубине. Надо внимательно следить и за тем, чтобы в нужный момент, в нужном месте не потерять контакт детали с фрезой, или наоборот - излишне не заглубить последнюю в деталь, не допустить увода ее от намеченной линии и не исказить выполняемый рисунок. Диаметр фрезы, глубину и ширину канавки подбирают в соответствии с размером изделия. Контурную резьбу используют как по прямой плоскости, так и по цилиндрическим и сферическим поверхностям, получая изображения и узоры со сложными переплетениями. Такую резьбу применяют в сочетании с другими ее видами, а также с росписью. Такую резьбу нередко выполняют по основе, покрытой темным или даже черным лаком. Во всех случаях пользуются и таким приемом, как украшение ряда предметов, находящихся в интерьере, одним каким-либо орнаментом или родственными декоративными элементами. Весьма разнообразна и техника выполнения рельефной резьбы фрезерной машиной. Для нее нередко используют разные режущие инструменты: фрезы, абразивные головки и обычные резцы. В общем виде ее начинают с элементов, лежащих на поверхности, а затем переходят к местам, расположенным глубже. После черновой выборки фона отделывают выступающие рельефные части и в заключение зачищают фон окончательно. Фрезами производят основную выборку древесины, формирование общего профиля, шлифовальными головками выполняют чистовую обработку криволинейных поверхностей, а также подгонку стыкуемых узлов сборных изделий. Рельеф формируют поэтапно от общего к частному, от обобщенных форм - к мелким деталям. При этом для выполнения однотипных элементов рельефа, как правило, применяют свои режущие инструменты. Важно также уметь устанавливать размеры элементов резьбы с учетом размеров изделий и прочности древесины, из которой они изготовлены. Особенно это касается тех из них, где мелкие выпуклые элементы могут легко повреждаться в процессе пользования вещами. При рельефной резьбе еще большее значение, чем в других видах ее, приобретают приемы выделения изображения из фона путем поднутрения его, либо наоборот - плавного перехода изображения в фон для придания резьбе большей выразительности. Проследим некоторые из этих приемов на примере изготовления фрезерованием изделий малых форм (медальонов, монограмм, накладных деталей растительного орнамента и пр.). Их обычно вырезают из цельных заготовок в такой последовательности: наносят рисунок; цилиндрической фрезой снимают вокруг него фон, оставляя небольшой припуск; убирают припуск коническим режущим инструментом. Далее формируют рельефное изображение: сначала это делают обобщенно; потом, постоянно углубляясь, придают ему заданный профиль. Самые мелкие элементы, поднутрения и выборки выполняют плоскими, трехгранными и граверными иглами, в особых случаях пользуются лупой, прикрепленной к подручнику. В качестве самостоятельных элементов в рельефной резьбе часто выступают мелкие вырезанные детали (виноградинки, желуди, листья, цветы, бутоны, ветви и пр.). Из них собирают целые композиции и украшают ими художественные изделия типа рам, блюд, ваз, шкатулок. Такой вариант раздельной обработки небольших деталей представляет неоспоримые преимущества: отпадает надобность в дефицитных крупногабаритных заготовках, появляется возможность резать все детали в удобной позиции машины при закреплении ее на стойке. При выполнении одинакового рельефного узора на нескольких предметах мебели или интерьера с целью экономии времени иногда используют шаблон, применяемый при фрезеровании прямо- и криволинейных поверхностей. Его изготавливают по форме внешнего контура рисунка, закрепляют на украшаемом изделии. В качестве направляющей для фрезы используют кольцо либо копировальную гильзу. Одновременно ограничивают глубину врезания фрезы в заготовку. Обработав изображение, далее обычным порядком формируют его рельеф и фон. Рельефную резьбу применяют для украшения мебели, стен, дверей, окон, лестниц, различных художественных поделок. При этом ее нередко выполняют отдельно в виде накладок и вставок. Техника исполнения прорезной резьбы определяется наличием сквозных отверстий. Их проделывают разными инструментами в зависимости от толщины и размеров заготовок: это может быть не только концевая фреза, но и обычный лобзик при работе с тонкой фанерой, лобзиковая пила - при толстых досках, сверло - в большинстве случаев. Саму резьбу выполняют в такой последовательности: наносят рисунок на изделие; выбирают отверстия; опиливают изображение по контуру; удаляют фон; прорабатывают детали, зачищая отверстия углубления и выступы; и в заключение резьбу отделывают. Прорезную резьбу обычно применяют в тех случаях, когда она «работает на просвет», когда деталям хотят придать легкость и ажурность. Ими украшают спинки кресел и стульев, дверки шкафов, деревянные дома снаружи и т.д. Наиболее сложной является скульптурная резьба. Она требует добротной древесины и высокой квалификации резчика. Поэтому за нее берутся только после приобретения соответствующих навыков. Фрезерным способом чаще всего изготавливают изделия малых форм: декоративные статуэтки, игрушки, сувениры, украшения интерьеров, мебели. Техника обработки скульптуры во многом сходна с горельефной резьбой. При этом используют разнообразные инструменты: начиная от пилы, топора, стамески и кончая фрезой. Сначала производят черновую обработку заготовки, иногда придавая ей форму многогранника. Далее на лицевую и боковую стороны заготовки наносят общий контур изделия. После этого с нее в несколько этапов снимают припуск, постепенно приближаясь к задуманному изображению. При изготовлении нескольких одинаковых фигур рекомендуется вначале выполнить одну из них, а затем, пользуясь ею в качестве эталона, вырезать остальные, применяя одни и те же режущие инструменты и приспособления. Полезно также пользоваться пластилиновой моделью изделия и шаблонами, снятыми с него в нескольких ракурсах. Шаблоны позволяют наглядно контролировать профиль изделия и его рельеф в процессе резьбы. В домовой резьбе фрезерная машина служит в основном для проработки крупных форм, а также изготовления небольших декоративных деталей. Главную же работу выполняют топор, пила, стамеска и электролобзик. |
|
|
|
|