Архангельск Архангельская область Астрахань Балаково Башкортостан Брянск Брянская область Великий Новгород Владивосток Владимир Владимирская область Волгоград Волгоградская область Вологда Вологодская область Воронеж Воронежская область Дзержинск Екатеринбург Зеленоград
Иркутск Иркутская область Йошкар-Ола Казань Калининград Калининградская область Калуга Калужская область Карелия Кемерово Кемеровская область Киров Кировская область Кострома Краснодар Краснодарский Край Красноярск Красноярский Край Курган Курск Курская область
Ленинградская область Липецк Липецкая область Магнитогорск Миасс Москва Московская область Мурманск Мурманская область Нижний Новгород Нижний Тагил Новосибирск Новосибирская область Омск Орел Оренбург Оренбургская область Пенза Пензенская область Пермский Край Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Приморский Край Псков Псковская область
Ростов-на-Дону Ростовская область Рязань Самара Самарская область Санкт-Петербург Саранск Саратов Саратовская область Свердловская область Смоленск Смоленская область Сочи Ставрополь Ставропольский Край
Тамбов Тамбовская область Татарстан Тверь Тольятти Томск Тула Тульская область Тюменская область Тюмень Ульяновск Ульяновская область Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Челябинская область Чувашия Республика Энгельс Якутск Ярославль
Авангард Ампир Английский стиль Античный стиль Арт-деко Арт-нуво Африканский стиль Барокко Готика Египетский стиль Индийский стиль Кантри Китч Классический стиль Конструктивизм Маньеризм Минимализм Модерн Ренессанс Рококо Романский стиль Скандинавский стиль Техно Функционализм Хай-тек Эклектика
Airsprung Furniture Group Aleal Furniture Alfrank Alpine lounge Antix
Cushionz.ru - информационный мебельный интернет-портал
Форум
Блок авторизации
Логин

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Поиск по cushionz.ru

 

Художественная отделка
  [Раздел: Техника работ по дереву]


К этому виду отделки относятся различные декоры: рельефный, наборный, орнаментальный, золочение, бронзирование, а также накладки и вставки.
Прежде чем повести о них речь, кратко напомним основные сведения об орнаментах, которые часто являются составными элементами этих декоров. Об этом, в частности, убедительно свидетельствуют фотографии об использовании только одного орнамента в украшениях самых разных изделий. А таких примеров можно приводить сколько угодно.
Итак, орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Основной признак орнамента - подчиненность его образу, форме и назначению украшаемого изделия. Он не может существовать самостоятельно вне этой вещи.
Орнамент - явление историческое. Он претерпевал изменение, как само человечество, и несет на себе национальные черты. У каждого народа, как правило, и свои орнаменты, связанные с его историей, обычаями, культурой, укладом жизни.
По закономерности построения орнаменты имеют три разновидности: ленточный в виде кривой или прямой полосы; сетчатый, заполняющий поверхность сплошным узором; замкнутый, ограниченный определенной геометрической формой (окружностью, квадратом, ромбом, многоугольником), такой орнамент еще называют розеткой. Кроме того, все орнаменты делятся на плоскостные и рельефные.
Орнаменты различают также по их мотивам. Это прежде всего геометрический, который состоит из различных геометрических элементов (прямых и ломаных линий, квадратов, ромбов, кругов, спиралей); растительный -из стилизованных листьев, цветов, плодов растений; зооморфный - из стилизованных фигур птиц, зверей, животных; геральдический - с использованием эмблем, гербов, знаков; гротескный - включающий в причудливых сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).
В разных техниках исполнения декора применяют и другие орнаменты, в том числе и сложные, объединяющие в себе несколько их разновидностей. В работах лобзиком нередко используют каллиграфический орнамент, состоящий из отдельных букв и пословиц, в сочетании с различными растительными элементами. В инкрустации соломкой обычно обходятся геометрическими, растительными и животными мотивами. Наибольшее разнообразие орнаментов наблюдается, пожалуй, в резьбе и особенно домовой. Для украшения мебели, интерьера, а также предметов декоративно-прикладного назначения чаще всего используют ленточный и геометрический орнаменты, а также розетки.
Назовем еще несколько наиболее распространенных разновидностей орнаментов.
Ажурный - орнамент, выполненный в технике прорезной резьбы.
Акант - древнегреческий растительный орнамент.
Арабески - насыщенный сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов, порой включающие надпись.
Букля - орнаментальное украшение из ряда колец, в центре которых находится розетка.
Бусы - орнаментальная полоса из фигур в виде шаров и продолговатых элементов.
Венок - орнамент с растительным мотивом, иногда перехваченный лентами.
Волна - древнегреческий орнамент.
Волюта - орнаментальный мотив в форме спиралевидного завитка с глазком в центре.
Гирлянда - орнамент в виде сплетенной цепи из цветов, зелени и других элементов.
Годрон - орнамент из повторяющихся полуовальных или вытянутых, выпуклых элементов.
Городковый орнамент состоит из нескольких зубчатых полос, наложенных одна на другую в форме ступенек.
Жгут - орнаментальная лента в форме витого пояса.
Завиток - орнаментальная фигура со спирально закрученными концами.
Картуш - орнамент (виньетка) в виде свитка с завернутыми краями.
Киматий ионический - древнегреческий орнамент.
Киматий лесбийский - древнегреческий орнамент.
Лотос - растительный орнамент на темы цветов лотоса.
Меандр - геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.
Медальон - орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении.
Пальметта - орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного пальмового листа.
Панно - обрамленная часть плоскости (стены потолка), заполняемая изображением или орнаментом.
Папирус - орнамент в виде стилизованных листьев одноименного растения.
Плетенка - орнамент из переплетенных лент, полос, цветов, стеблей и других элементов.
Солярные знаки - символические изображения божеств (солнца, змеи, дракона, коня).
Б-орнамент - геометрический орнамент в форме латинской буквы, выполняемый в самых разных модификациях.
Фальтверк - орнамент, напоминающий складки материй, применяемый в резьбе.
Каждый, кто занимается изготовлением художественных изделий из древесины, обязательно имеет дело с орнаментами. Одни копируют готовые формы, другие сочиняют свои. В последнем случае всякое бывает: можно потерпеть фиаско, если подходить к орнаменту без учета соответствующих требований, а можно создать и красивую орнаментальную композицию.
Построить свой орнамент - не такое простое дело, как может показаться стороннему наблюдателю. Каждый орнамент, являясь средством украшения изделия, несет определенную смысловую нагрузку. И потому не всякий из них может подойти к тому или иному предмету. Составить хороший орнамент нельзя без знания закономерностей и приемов разработки его.
При построении орнамента учитывают следующие принципы: утилитарность, т.е. его практическое применение; зависимость художественного оформления от материала, формы и назначения предмета; красочность и декоративность орнаментальных образов. И здесь, как и при конструировании мебельных изделий, никак не обойтись без соблюдения законов композиции.
Так, бесспорным достоинством любого орнамента является масштабная согласованность всех его частей с формой и размером украшаемого предмета.
Очень важен и принцип пропорциональности элементов орнамента. Например, отношение площадей рисунка и фона, соотношение размеров орнаментальных мотивов в целом и их составных частей.
В основе построения орнамента часто лежат два таких композиционных начала, как симметрия и ритм. Первая обеспечивает гармонию, соразмерность расположения точек и частей узора на плоскости или в пространстве, при которой одна его половина является как бы зеркальным отражением другой. Ритм же определяет структурное строение орнамента, повторяемость одних и тех же его компонентов. Поэтому он является очень важным организующим началом орнаментальной композиции, вносите нее динамику и подлинную красоту.
В работе над орнаментом неоценимую услугу может оказать и так называемый закон трехкомпонентности. Он позволяет показать разнообразие большинства явлений в природе наименьшим количеством стилизованных элементов, а именно числом три. При этом во многих орнаментах могут выступать три разных размера, три разных повтора, три разных интервала между одинаковыми его частями. Объясняется этот феномен тем, что человеческий глаз приспособлен к восприятию объемных форм в трех измерениях, поэтому при разработке даже плоскостных орнаментов следует стремиться к такой трансформации их элементов, чтобы зрительно восполнялось третье измерение.
При разработке украшения предмета необходимо стремиться, чтобы оно соответствовало форме изделия и другим его внешним особенностям. В частности, это очень важно, когда выполняется стилизация под народные деревенские предметы быта, имеющие несколько грубоватые формы.
Одним из непременных требований является правильное распределение орнамента по изделию, прежде всего по его краям и центру. В любом случае его части должны бьль композиционно подчинены целому, служить выделению центра композиции. Вот несколько закономерностей на этот счет. Та часть целого, которая больше по величине по сравнению с остальными, будет при прочих равных условиях выделяться среди них. При изменении привычных масштабных соотношений частей в сторону увеличения одной из них она будет главенствовать над остальными. Композиционный центр можно выделить наиболее сильной орнаментацией его или главной детали изделия.
Для достижения целостной композиции необходимо добиваться единства стиля в украшении каждой детали изделия. Такого же единства желательно добиваться и с целью соответствия самого изделия тому интерьеру, для которого оно предназначено.
Итак, приступая к разработке орнамента для задуманного изделия, прежде всего стараются представить, как он будет смотреться на этом предмете и как сам предмет будет вписываться в конкретное помещение, в окружение других вещей.
Далее определяют мотив орнамента, его ритм, пропорции, масштаб и другие средства композиции. После этого приступают к предварительной, а затем и более тщательной проработке орнаментального рисунка.
Однако окончательно о художественных достоинствах орнамента можно будет судить только после воплощения идеи в материале.
В заключение несколько рекомендаций, касающихся техники исполнения рисунка орнамента. Чтобы получить его в нужном масштабе, часто прибегают к копированию изображения по клеткам или, что лучше, используют плакетку (лист из прозрачного материала с расчерченной на нем сеткой). Накладывая плакетку на оригинал, уменьшая или увеличивая масштаб рисунка на предварительно расчерченной бумаге или даже на самом изделии, можно значительно ускорить работу и при этом не испачкать оригинал.
Еще быстрее пойдет дело, если воспользоваться пантографом. Конструкция его в этом случае может быть самой простейшей: из пяти планок одинаковой длины, шести винтиков с гайками в качестве шарниров и двух стержней от шариковой ручки: одного для ощупывающего пальца, а другого - для пишущего узла.
Ускорить и облегчить перенос рисунка в масштабе можно с помощью эпидиаскопа, ксерокса, а также приспособлений к компьютеру. Если же оригинал предварительно переснять на фотопленку (желательно позитивную), то вполне можно приспособить для этой же цели разную проекционную технику (фильмоскоп, диапроектор, фотоувеличитель).
После того как узор получен, его переносят на украшаемое изделие одним из известных способов: с помощью копировальной бумаги, кальки, методом припороха или с использованием трафарета.
 






Статьи |  Стили в интерьере |  Форум |  Обратная связь
 

© 2006-2024 Cushionz.ru - интернет-магазины и салоны мебели.