|
Непрозрачная отделка
|
[Раздел: Техника работ по дереву] |
Для непрозрачной отделки применяют различные краски - суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в масле, олифе, лаке, эмульсии, латексе или другом веществе, образующем после высыхания окрашенную однородную пленку. Масляные краски для отделки мебели в настоящее время применяются редко, так как они имеют продолжительный срок сушки, а главное - создают поверхности с низкими показателями по твердости, стойкости на истирание, свето- и влагостойкости. Значительно лучшего качества покрытия создают эмали, в том числе такие, как нитроцеллюлозные, пентафталиевые, а также водноразбавляемые на акриловой основе.
Технологически процесс прозрачной и непрозрачной отделки включает в себя такие операции, как подготовка поверхности, нанесение и сушка отделочного материала, облагораживание покрытий. Чтобы поверхность изделия была гладкой и ровной, ее в ходе столярной подготовки зачищают, циклюют, шлифуют, устраняя все дефекты, а в ходе отделочной подготовки -шпаклюют, заполняют поры, грунтуют, а при необходимости обессмоливают, отбеливают и подкрашивают. Операции подмазки, грунтования, сушки и шлифования - общие для всех видов покрытий, а шпаклевание - производится лишь при подготовке к непрозрачной отделке. Более высокие требования предъявляются к поверхностям, покрываемым лаками. Менее гладкие поверхности допускаются под покрытие эмалями, образующие толстые пленки и обладающие способностью заполнять мелкие углубления. Несколько замечаний к сказанному. Строганую поверхность из цельной древесины, а также шпон и фанеру рекомендуется подвергать циклеванию, а зашпаклеванную поверхность и ДСП лучше шлифовать, поскольку они тупят и портят циклю. Перед циклеванием и шлифованием поверхность увлажняют чистой водой либо с небольшим количеством клея (ПВА, глютинового) и дают ей просохнуть, надрезанные волокна при этом поднимаются и легко удаляются шлифованием. При ручном шлифовании пользуются колодками для зажима наждачной бумаги, так как без них поверхность обрабатывается неравномерно. Большие детали шлифуют держа шкурку в руках, а мелкие наоборот -ими водят по неподвижно закрепленной шкурке. Этим избегают заоваливания граней, искажения поверхностей. Процесс шлифования значительно ускоряется при использовании ручных шлифовальных машин. Наиболее предпочтительные из них инструменты с прямоугольной площадкой, совершающей возвратно-поступательные прямолинейные или эллипсоидные движения, а также машины с непрерывной шлифовальной лентой. Шлифование сложных профилей выполняют в зависимости от их формы и других особенностей. При этом шкурку складывают пополам или в несколько слоев либо наклеивают ее на стержни и головки соответствующей конфигурации. Рельефную резьбу, например, шлифуют с учетом кривизны ее элементов и направления волокон древесины. Острые ребра осторожно закругляют или снимают с них мелкие фаски и т.д. Качество шлифования проверяют на ощупь и визуально. Так, если посмотреть на поверхность детали против источника света, то в косых лучах можно увидеть мельчайшие неровности и ворс. Ответственным этапом отделки поверхности является сам процесс нанесения на нее лакокрасочного материала. В домашней обстановке это делают вручную кистями, тампонами, валиками, а иногда и бытовыми электрическими краскораспылителями. Круглые щетинные кисти применяют в основном при медленносохнущих и относительно вязких ЛКМ. Для нанесения и растирания грунтовок используют жесткие кисти, а лаков и красок - короткие кисти-ручники. Жидкие лаки и эмали разравнивают мягкими плоскими кистями с длинным волосом - флейцами. К валикам обращаются обычно для получения сплошных непрозрачных покрытий, хотя при надобности они выручают и при отделке ряда изделий лаками. Тампонами пользуются при лакировании и полировании ровных поверхностей. Для нанесения лака на поверхности с углублениями (резьба, пазы, профили) применяют небольшие кисточки. Чтобы в процессе отделки избежать потеков лака и эмали, пользуются материалами установленной вязкости. Поверхности, покрытые нитроцеллюлозным лаком, имеющие неровности, часто подвергают облагораживанию путем полирования. Сначала их шлифуют мелкозернистой шкуркой, а затем обрабатывают специальными жидкостями и пастами. Традиционно такую отделку производили политурами. В настоящее время этот сложный, трудоемкий и продолжительный процесс стараются заменять более простыми способами. Один из них заключается в следующем. Лакированную поверхность обрабатывают шлифовальной пастой с помощью колодки, обернутой сукном, до тех пор, пока она не приобретет ровный блеск. После этого пасту убирают влажной, а затем сухой тряпкой. Если требуется получить еще больший глянец, то поверхность дополнительно обрабатывают полировальной пастой, заменив сукно на фланель, и в заключение используют полировальную жидкость и тампон. Изделию, расположенному горизонтально (например, щиту, дверце), можно придать зеркальный блеск, покрыв его паркетным лаком в два слоя с выдержкой между ними в одни сутки. Этот лак, растекаясь, образует очень гладкую, блестящую и прочную пленку. Кстати сказать о других современных лаках. Учитывая, что многие из них являются необратимыми, т.е. не поддаются облагораживанию, их разбавляют и наносят в два слоя с промежуточным шлифованием после отверждения первого слоя. Эти лаки рекомендуется применять для отделки деталей, испытывающих повышенную нагрузку на истирание (например, лицевая фурнитура из древесины, резные накладки и вставки). Для защиты наружных украшений домов от воздействий внешней среды применяют комбинированный метод отделки. Сначала на сухую поверхность наносят горячую олифу, а после высыхания ее - два слоя масляного лака. Особенно же хорошие результаты в этом случае показывают материалы типа пинотекс. Они защищают древесину от гниения и одновременно подкрашивают ее в любой цвет, не скрывая текстуры. |
|
|
|
|