|
Художественные решения при изготовлении мебели
|
[Раздел: Интерьер и Дизайн] |
В конце XVIII - начале XIX в. искусство изготовления мебели, тесно связанное с развитием русской архитектуры, заняло видное место в бытовой и художественной культуре России. В этом направлении потрудились выдающиеся зодчие Казаков, Воронихин, Растрелли и др. Они разрабатывали отдельные предметы и целые мебельные гарнитуры, выдержанные в стиле классицизма, отличавшиеся геометрически правильными линиями, ясностью членений, выделениями гладких плоскостей красного дерева или карельской березы. Начиная со второй половины XIX в. мебель преимущественно создавалась для средних слоев общества. Ее формы выражали все более демократический характер. Это проявлялось в меньшей декоративности изделий, более дешевых материалах, обращении к традиционной и народной мебели. Но постепенно в русской мебели, как и в Западной Европе, стал отражаться общий упадок прикладного искусства. В ней начали преобладать эклектические формы, а потом - и мотивы стиля модерн.
В довоенный период мебель для массового потребителя изготовляли в основном по устаревшим образцам стилей модерна и конструктивизма, а для общественных зданий -в народном стиле. Позже народные формы проникли в бытовую мебель, заметно сузив возможности ее индустриального производства, а значит, и ограничив предложения на мебельном рынке. Перестройка мебельной отрасли началась в конце 50-х и начале 60-х годов прошлого столетия после конкурсов на лучшие образцы бытовой мебели. Вместо громоздких и сложных изделий начали выпускать наборы для одно-, двух-, трехкомнатных квартир, кухонь и других функциональных зон. В стране появилась секционная, стеллажная и трансформирующаяся мебель.
Однако проектирование изделий отличалось скупостью средств и приемов художественной выразительности. Это не могло не породить у потребителей стремления к усилению декоративно-художественных достоинств мебели. Не случайно поэтому в конце 70-х годов зарождается производство штучных изделий в духе прошлых стилей мебели повышенной декоративности. Что касается современной мебели, то она отличается чрезвычайным разнообразием.
На рынке можно встретить изделия на все вкусы и пристрастия, изготовленные в России и за ее пределами. Вот только некоторые разновидности дизайна мебели. В основе демократичного направления находится плоский щит без всякого декора; стилю кантри или этнографическому направлению свойственно заимствование форм народной мебели и национальных традиций; минимализм проповедует максимально оголенные и раскрытые конструкции; авангардизм разрабатывает изделия нетрадиционных форм и конструкций.
По-прежнему же большинство людей предпочитает мебель так называемого художественного направления дизайна. К ней обычно относят ту, которая имеет развитый декор, усложненную форму дверей, цоколей, карнизов, конструктивных элементов прежде всего в форме барокко, рококо и классицизма.
Об этой мебели пойдет речь в других статьях. Учитывая огромный объем темы и помня известное изречение, что нельзя объять необъятное, мы сосредоточим основное внимание не на общем конструировании мебельных изделий (об этом имеется богатая литература), а на ее художественных достоинствах (о чем, к сожалению, в массовой литературе сведений значительно меньше). При этом будем рассматривать мебель только по функциональному назначению, т.е. по таким ее видам, как мебель, предназначенная для хранения вещей (корпусная); для сидения и лежания, а также для приема пищи и работы.
|
« 1 2 [3] |
|
|
|