|
Художественные решения при изготовлении мебели
|
[Раздел: Интерьер и Дизайн] |
Столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть, связанную с обработкой заготовок и соединением деталей в изделия, так и творческую, касающуюся умения чувствовать и видеть гармонию формы предмета, использовать наилучшие приемы и средства для повышения его художественных достоинств. Без преувеличения можно сказать, что художественное решение изделий из дерева является самым важным и сложным этапом их проектирования. Владение этим искусством - пожалуй, главное качество настоящего мастера.
Одним из составляющих этого искусства является умение пользоваться законами композиции или как их еще называют - законами красоты. Эти законы существуют в искусстве, в том числе в архитектуре и мебели, как неотъемлемая составляющая единого явления в человеческой культуре. Термин «композиция» означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок. Композиция присуща практически всем видам искусства. Правомерно говорить о ней и по отношению к художественным изделиям из дерева, несмотря на то, что в этой области она имеет специфическое содержание. Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению или предмету единство и целостность, соподчиняющие его элементы друг другу и целому. Композиция организует как внутренние построения произведения и предмета, так и их соотношение с окружающей средой и человеком. Оценки эстетических качеств того или иного предмета часто субъективны, а главное, не аргументированы. В таком случае обычно говорят: «красиво» или «некрасиво», «изящно» или «грубо». А это мало что дает. Оказывается, что правильно оценивать вещи не так уж просто, что без освоения целого ряда понятий здесь не обойтись. Чтобы уяснить, что обусловливает эстетические качества предмета, нужно разложить общие понятия о красоте на составляющие, а так как о ней судят по внешней форме предмета, то проще всего нужно знать основные признаки этой формы. Главной обобщающей категорией композиции следует считать органичность и целостность внешней формы предмета. Именно в завершенной конструкции ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого. В ней, как говорят, ничего нельзя ни прибавить ни убавить.
Одним из средств создания такого композиционного единства считается принцип масштабности. Он заключается в соразмерности частей изделия или элементов его декора ко всему изделию, к окружающим предметам, а также к человеку. Это понятие основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. С принципом масштабности тесно связано понятие пропорции, о соотношении форм предметов по высоте, ширине и длине. Оно означает соразмерность отдельных частей предметов между собой и по отношению к целому. Примером такой пропорции является «золотое сечение» - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части как большая часть к меньшей. Эта пропорция использовалась в классическом искусстве на протяжении многих веков. Нередко к ней прибегают и в наше время.
Важными средствами достижения художественной выразительности композиции являются симметрия и асимметрия. Первая предполагаетесь, которая делит, скажем, предмет или рисунок на две части, представляющие собой зеркальные отображения друг друга, а у второй - такая ось отсутствует. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, покоя, уравновешенности, тогда как асимметричная отличается динамичностью и подвижностью. При проектировании художественных изделий этими средствами широко пользуются. Любая композиция должна иметь центр, т.е. такой фрагмент, вокруг которого сосредоточиваются все остальные элементы. Если одного центра недостаточно, то композицию иногда делят на несколько относительно самостоятельных частей, каждая из которых допускала бы отдельное восприятие. Центр обычно выделяют при помощи сильной детализации определенного места изображения либо, наоборот, уменьшения ее.
Чтобы привести декоративные компоненты к единству, пользуются и таким предметом, как ритм. Он создается равномерным повторением какого-либо элемента с одинаковым интервалом либо дополнением простых повторов другими композиционными приемами. В процессе работы над формой столярного изделия используются и такие средства, как контраст, нюанс и тождество. Принцип контрастности основывается на противопоставлении двух однородных свойств предметов, например, по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам. Нюанс - это последовательный переход от одного свойства к другому. Его часто используют в декоре, цвете, пропорциях. Тождество означает полное равенство сопоставляемых элементов, что имеет место, например, при изготовлении серии одинаковых деталей либо выполнении одинаковых элементов декора. Особо следует сказать о цвете и цветосочетаниях. Умелое использование их в интерьере или конкретном изделии приводит к гармонии, а неумелое - к дисгармонии. Позитивное воздействие света, будьте естественного или искусственного, на настроение и самочувствие человека давно доказано научно. Поэтому универсальный вариант - это оформление интерьера в светлых тонах. Обилие в помещении больших темных плоскостей особенно фиолетового цвета действует на людей угнетающе. Неоднозначен красный свет. Одним он нравится, других возбуждает. Синий, зеленый, оранжевый цвета очень комфортны, но тоже в разумных пределах. Для оформления больших плоскостей лучше выбирать пастельные тона или цвета естественных природных материалов - дерева, глины. Они хорошо гармонируют с мебелью из натуральной древесины. Обилие красок интенсивных сочетаний, бешеные контрасты - это явные «возмутители спокойствия». Однако чувство меры и в этих случаях выручает. Интересный эффект достигается, например, при помощи цветового контраста: темная мебель с яркой обивкой и светлые, может быть, даже белые стены. Контрастной допускается и отделка дверей и оконных рам.
Словом, в процессе конструирования столярных изделий постоянно ведут поиск и уточнение формы предметов, их пропорций, цветового соотношения, взаимосвязи с интерьером. Архитектурно-художественные решения предметной среды выполняют и с использованием других приемов. Один из них заключается в том, что отдельным конструктивным деталям и изделию в целом придают форму, обладающую высокими эстетическими качествами. При этом специальные элементы декора не используются. Их роль как бы выполняют внешний вид изделия, качество столярного исполнения и отделки. Изготовить такой предмет подчас так же не просто, как и художественную вещь определенного стиля. Специальными приемами в этом случае обычно не пользуются, добиваются же должного качества деталей и готовых изделий благодаря тщательному выполнению всех операций по их изготовлению.
|
[1] 2 3 » |
|
|
|